Но основой всего, безусловно, являются первые заповеди – об отношении к Богу как Творцу жизни. Кратко, но рассмотрим их. «Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх.20:2-3). Первая заповедь говорит, что Бог един, и ничто нельзя ставить на один уровень с Богом. Эти заповеди были даны свыше 3 тысяч лет назад, когда евреи были в окружении язычников, обожествлявших природные стихии. Сейчас это редкость, во всяком случае в России, но заповедь эта актуальна. Может ли человек нечто поставить на место Бога, как высшую ценность? Это могут быть деньги, материальные ценности, можно поставить на место Бога такие ценности как талант, власть, счастье человечества, или даже любимого человека. Но что происходит в таком случае? Если человек поставил на место Бога любимого человека, или, например, власть – ради них он переступит через все остальное. Он и убьет, и нарушит супружескую верность, и обманет, и украдет. Сразу ломается вся структура Декалога, рано или поздно служение ложным ценностям приведет к нарушению заповедей. Поэтому ничего нельзя ставить на место Бога, служить можно только Единому, в этом свобода и призвание человека.
Вторая заповедь запрещает создавать изображение Бога, поскольку Бог неизобразим, Он невидим и никакого образа не имеет. «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли» (Исх.20:4). Эта заповедь не означает запрета на изображения вообще, в иудейском Храме присутствовали, например, изображения херувимов на ковчеге завета (Исх.25:17:22). Чтобы выразить нашу веру, мы используем священные образы, иконы, на которых изображаются видимые явления и реалии – Иисус Христос, святые и ангелы. Они изображены так потому, что они были видимы, или так являлись людям. Но неописуемая Божественная природа не может быть изображена. Вторая заповедь говорит о том, что Бог выше любых пределов и ограничений, и в том числе пределов нашего ума и логики. Многое может показаться непостижимым и противоречивым в божественном Откровении, и всегда есть искушение упростить христианство, сделать его более понятым – создать образ Бога, который бы укладывался в наши теории. Но если так происходит – значит, мы не воспринимаем Откровение, но сами создаем образ Бога, создаем по сути идола, – который нам удобен. Поэтому не следует ограничивать Бога, Он выше наших ограничений.
Следом идет заповедь об отношении к имени Божьему. «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно…» (Исх.20:3). Имя Божие, как и все принадлежащее Богу, свято, и требует к себе особого отношения. Если к имени относиться без уважения, не выделять его из обыденной жизни, употреблять его в клятвах, поговорках и ругательствах, по делу и без дела, то оно обесценится. А в отношении к имени выражается отношение к личности. Обесценивание имени в конечном итоге приводит к утрате веры. Эта заповедь говорит об отношении к любой святыне – это и иконы, и крест, и Священное Писание, к которым необходимо относиться с уважением.
Четвертая заповедь о субботе очень интересна. «Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему» (Исх.20:4). Древним евреям было предписано в воспоминание того, что Бог сотворил мир, седьмой день (субботу) провести в покое, была запрещена любая работа. В тот день следовало идти в синагогу и слушать Писание, посвятить время молитве, люди надевали праздничные одежды и делали радостную торжественную трапезу. Цель заповеди в том, чтобы люди в суете этой жизни вспомнили, что Бог является Творцом, и жизнь – это дар Божий, вкусили плоды жизни, и воздали Богу благодарение. Это была особая практика, которая утверждала, воспитывала монотеизм в израильском народе.
Эта заповедь, наряду с заповедями о ритуальной чистоте и запрещенной пище, была дана только древнему Израилю, остальных народов она не касалась. По этой причине апостолы, ученики Иисуса Христа, когда стали проповедовать в других народах, на первом апостольском соборе (Деян.15:1-21) приняли решение приходящих к вере язычников не обременять этими нормами закона Моисеева. Поэтому суббота есть в нашем календаре, она чтится Церковью как священный день, как память о сотворении мира, но запрета работать в субботу в христианстве не существует. Но значение заповеди остается – мы исполняем ее суть, если осознаем жизнь как Божий дар, и отделяем в суете этой жизни время, чтобы принести Ему молитву и благодарение.
Итак, важнейшей частью Откровения, воспринятого древними пророками, является ясная и глубокая система нравственных ценностей и заповедей, исходящая из веры в единого Бога. Кроме того, пророки учили о взаимосвязи между нравственным выбором и человеческой судьбой, и более широко - целью творения.