Основы православной веры
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПЕРВОЙ БЕСЕДЫ
1
ДЛЯ ЧЕГО ЭТИ БЕСЕДЫ?
1/14





Цель бесед перед крещением – рассказать о том, чему учит Господь наш Иисус Христос, и во что верит созданная Им Церковь.

Принятие Крещения - ответственный шаг
В жизни, когда мы делаем серьезное приобретение или устраиваемся на работу, чтобы избежать ошибки, мы, прежде всего, узнаем, что нас ожидает. Это простое правило тем более актуально в духовной жизни.
Жизнь христианина – это процесс познания Бога
В начале пути, на котором человек познает Бога, обретает опыт духовной жизни, могут быть вещи, которые кажутся непонятными, однако по прошествии времени они станут на свои места.

2
ВЕРА В ЕДИНОГО БОГА, ТВОРЦА МИРА
Символ веры
Основные положения христианской веры собраны в кратком тексте, который называется Символ веры.
Он состоит из 12 предложений.

Символ веры (по-церковнославянски)
1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.
5. И воскресшаго в третий день по Писанием.
6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.
11. Чаю воскресения мертвых,
12. и жизни будущаго века. Аминь.

Символ веры (по-русски)
1. Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
2. И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено.
3. Ради нас людей и ради нашего спасения сшедшего с небес, и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.
4. Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного.
5. И воскресшего в третий день согласно Писаниям.
6. И восшедшего на небеса, и сидящего по правую сторону Отца.
7. И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же Царству не будет конца.
8. И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопокланяемого и прославляемого, говорившего через пророков.
9. В единую святую, соборную и апостольскую Церковь.
10. Признаю одно крещение для прощения грехов.
11.Ожидаю воскресения мертвых,
12. и жизни будущего века. Аминь (истинно так).




«Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу
и земли, видимым же всем
и невидимым»
Христианская вера начинается
с утверждения, что Творцом этого
мира является Единый Бог


Бог сотворил мир
за шесть дней
Дни творения определяются не длительностью, а событием – они означают этапы, когда в мире происходит нечто значимое: возникает свет, разделяются небо и земля, суша и вода, появляются растения, звезды и светила, животные и птицы.
Бог осуществляет творение с помощью слова – как царь,
дающий повеление.
Каждый новый день творения начинается повелением Творца: «И сказал Бог – да будет свет. И стал свет». Бог изображен в данной метафоре как царь, дающий повеление. Эта метафора означает, что Бог обладает высшей властью над миром, и творение абсолютно послушно Творцу, прозрачно для Его воли.
Творение мира с помощью слова – это не стихийный,
но целенаправленный процесс
Это означает очень простую вещь, - что в существовании мира в целом,
во Вселенной есть некий высший, божественный смысл!
Смысл жизни
А.С. Пушкин
Свт. Филарет (Дроздов)
Наша жизнь не случайна!
Мы не забыты и не брошены Богом, но важны и значимы для Него. О каждом из нас есть определенный замысел Творца, и события нашей жизни не случайны, в них присутствует Божий Промысел.
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..

Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.
Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана,
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.

Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.

Вспомнись мне, забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум —
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светел ум!

Смысл жизни
Для христианства смысл жизни вполне объективен, и призвание человека состоит в том,
чтобы его реализовать, послужив Творцу и Его делу.

3
Человек - образ Божий



Человек - венец творения!
В христианстве человек рассматривается как центральное существо Вселенной, объединяющее в себе весь мир.



Человек - Царский сын,
Божий наследник
Мир творится в библейской метафоре как царский дворец, как дом человека, человек вводится в этот мир как наследник, царский, Божий сын. Выражением этого высокого статуса является способность человека познавать Божий замысел о творении,
и воплощать его в своей жизни.
В христианстве этот замысел
обозначается как Слово Божие
В христианстве этот замысел обозначается как Слово Божие, в соответствии с которым творится мир. Божий замысел вечен, Его Слово не имеет начала, оно неотделимо от Бога, оно и есть Сам Бог. Бог творит мир и познается человеком через Его Слово.
4
Божественное Откровение




Как познать замысел Божий?


Бог открывается
человеку через творение
Смотря на Вселенную, на её красоту и гармоничность, исследуя ее сложные законы, человек очами веры способен постичь Премудрость и силу Создателя.

С глубокой древности мыслители и философы Греции, Индии, Китая
и других культур исследуя мир, приходили к выводу о единстве Вселенной, о том, что в её основе лежит Высшее, Единое и Разумное Первоначало

5
Пророки

Бог открывает Свой замысел, Свое Слово через особенных людей, пророков, которых Он посылает, когда люди не способны сами жить вложенным в их душу нравственным законом, и постичь смысл происходящих с ними событий. Пророчество – это не только, и не столько предвидение будущего, прежде всего это способность увидеть замысел Творца, Его волю и нравственный закон в конкретных обстоятельствах жизни.


Согласно Библии человечество изначально было единым и обладало Божественным Откровением
Единство было утрачено, народы разделились и потеряли откровение о Боге, обожествив стихии мира.
Древний Израиль был избран Богом среди всех народов

Древний Израиль был избран Богом среди всех народов: через великих пророков (Моисея, Илию, Исайю и других) ему было вверено откровение о Творце мира, о нравственном законе. Смысл избрания был в том, чтобы однажды, в час, ведомый Богу, поделиться откровением с остальными народами, передать им свет веры, чтобы все вернулись к познанию единого Бога, и в Боге восстановилось единство человечества.
Что же было открыто
древним пророкам?
5
Священное Писание



Ветхий Завет
Откровение, которое Господь посылал через древних еврейских пророков, было записано в собрании книг, которое мы называем «Ветхий Завет». Оно образует первую часть Библии, состоит из 50 книг, среди которых есть пророческие речи, молитвенные гимны, исторические хроники.




Нравственный закон - сердце Священного Писания

Центральной частью Ветхого Завета является Закон, полученный пророком Моисеем от Бога на горе Синай. Важнейший раздел Закона – свод нравственных норм – «Декалог», или «10 заповедей» (Исх.20:1-17).
7
Содержание Откровения: нравственный закон




Основанием Декалога является вера в Единого Бога, Подателя жизни

Жизнь – это высший дар Господа, и поэтому она священна, это высшая ценность, и все пророки, все заповеди – все направлено на то, чтобы эту жизнь спасти от разрушения и греха, наполнить ее смыслом и милосердием.




"Не убий"

Жизнь дана Богом, и человек не является хозяином жизни – ни чужой, ни своей. Отсюда далеко идущие следствия – например, запрет на самоубийство и аборты, а шире - на гнев и оскорбление.

"Не прелюбодействуй"

Прелюбодеяние – это супружеская измена, когда человек вступает в отношения с чужой женой или мужем. Брак - не просто дело человеческого выбора, это Божье творение. Поэтому, когда человек вступает в отношения с чужой женой, он берет чужое, то, что принадлежит другому, похищает важнейшую часть чужой жизни.


"Не укради"

Бог дает человеку богатство для жизни, чтобы он жил, заботился о своей семье, помогал родителям, проявлял милосердие по отношению к ближнему, и создал через это богатство мир. Человек не вправе брать чужое, а за свое богатство он даст ответ перед Богом – как он им распорядился.


"Не лжесвидетельствуй"

Ложь – это универсальный инструмент получения того, что тебе не принадлежит по праву, или ухода от ответственности. Именно такая ложь запрещается Божьим законом.


"Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его,
ни осла его, ничего, что
у ближнего твоего"


Любое действие начинается с мысли, если не будет мысли, намерения, не будет и греха. - Если человек и не осуществит желаемое, но будет носить в себе мысли о чужой жене, имении или славе – то он станет несчастен. Он будет вечно печален, недоволен тем, что дано ему, будет завидовать, кого-то ненавидеть, радоваться чужим неудачам и печалиться от чужих успехов.
"Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе"

Жизнь даёт Бог - но обретает ее человек через родителей, поэтому родители стоят на втором месте после Бога. Где и как человек научается тому, что есть добро и зло, что нельзя брать чужое, лгать и причинять вред? Не на лекциях и не на проповедях. Человек этому должен научаться прежде всего в семье, у родителей.
Бог един, и ничто нельзя ставить на один уровень
с Богом


Может ли человек нечто поставить на место Бога, как высшую ценность? Это могут быть деньги, материальные ценности, можно поставить на место Бога такие ценности как талант, власть, счастье человечества, или даже любимого человека. Но что происходит в таком случае? Если человек поставил на место Бога любимого человека, или, например, власть - ради них он переступит через все остальное.


Вторая заповедь запрещает создавать изображение Бога

Вторая заповедь говорит о том, что Бог выше любых пределов и ограничений, и в том числе пределов нашего ума и логики. Многое может показаться непостижимым и противоречивым в божественном откровении, и всегда есть искушение упростить христианство, сделать его более понятным – создать образ Бога, который бы укладывался в наши теории.


Не произноси имени Господа
Бога твоего напрасно


Имя Божие, как и все принадлежащее Богу, свято, и требует к себе особого отношения. Если к имени относиться без уважения, не выделять его из обыденной жизни, употреблять его в клятвах, поговорках и ругательствах, по делу и без дела, то оно обесценится. А в отношении к имени выражается отношение к личности. Обесценивание имени в конечном итоге приводит к утрате веры. Эта заповедь говорит об отношении к любой святыне – это и иконы, и крест, и Священное Писание, к которым необходимо относиться с уважением.
Четвертая заповедь о субботе

Цель заповеди в том, чтобы люди в суете этой жизни вспомнили, что Бог является Творцом, и жизнь – это дар Божий, вкусили плоды жизни, и воздали Богу благодарение. Это была особая практика, которая утверждала, воспитывала монотеизм в израильском народе. Поэтому суббота есть в нашем календаре, она чтится Церковью как священный день, как память
о сотворении мира, но запрета работать в субботу в христианстве не существует. Но смысл заповеди остается – мы исполняем ее суть, если осознаем жизнь как Божий дар.
8
Откровение о воздаянии и спасении
Праведность понимается в Священном Писании как путь жизни, а грех – как путь смерти

Если человек забывает, что жизнь дана ему Богом, и полагает, что он есть хозяин и центр мира, и мир, следовательно, должен служить его интересам и хотениям, – он встает на путь греха, и начинает искать богатства, славы и удовольствия. К ближнему он начинает относиться как к средству, эгоистически использовать его для достижения своих целей,
утрачивая любовь и милосердие.





Пророки верили, что Бог творит мир в соответствии со
Своим замыслом


Это значит, что мир не может просто вернуться в небытие. В конце времен осуществится изначальная цель творения – приобщение разумных существ вечной божественной жизни. Человек призван войти в эту жизнь свободно, в послушании и любви, в результате выбора между добром и злом.


В конце времен Бог
обновит Свое творение Своим Словом, как Он сделал это в начале.


Его Словом каждый человек вернется к жизни, и будет судим по делам его. Это будет обретением вечной жизни в Боге, которую мы сейчас очень слабо способны себе представить. В христианстве это называется Царство Божие, грядущий мир, в котором осуществлен изначальный замысел Бога.




Действие Божьего суда
выходит за пределы земной человеческой жизни.


Смерть будет побеждена в Последний день, и тогда люди пожнут плоды своих деяний. Господь воздвигнет их к жизни, праведные «просияют как солнце в царстве Отца их», а кто творил грех, не смогут избежать наказания.
8
Пророчество о Мессии


Ожидание Мессии


В учении пророков образ обновления мира, божественного суда и грядущего объединения человечества связывается с фигурой посланного Богом праведного царя из династии Давида который перед концом времен приведет все народы к единому Творцу. Они называли его Мессия – «Помазанник», что по-гречески звучит как «Христос».



Основатель христианства -
Иисус Христос


Вы наверняка знаете, что основатель христианства – Иисус Христос. «Иисус»
– личное имя, которое Он получил при рождении, а «Христос» – «Помазанник» – это царский титул. Согласно христианской вере, Он и есть Тот, кого ожидали древние пророки, – призванный осуществить спасение мира.
Подведем итог нашей беседы. Мы кратко обсудили, как христианство видит Бога, человека, нравственный закон и замысел Божий о творении. В следующий раз речь пойдет о Господе Иисусе Христе и о том, как через Него этот замысел осуществился.