ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ
БЕСЕДА ПЕРВАЯ

О БОЖЕСТВЕННОМ ОТКРОВЕНИИ

Оглавление
1
Для чего эти беседы?
перейти
2
Вера в единого Бога, Творца мира
перейти
3
Человек как образ Божий
перейти
4
Божественное Откровение
перейти
5
Пророки
перейти
6
Священное Писание
перейти
7
Содержание Откровения: нравственный закон
перейти
8
Откровение о воздаянии и спасении
перейти
9
Пророчество о Мессии
перейти
10
Рекомендуемые книги и вопросы для повторения
перейти
1
Для чего эти беседы?
Христос с учениками
Вначале скажем о том, что мы будем делать на наших беседах, и чего мы делать не будем. Цель данных бесед перед крещением – рассказать, хотя и кратко, о том, чему учит Господь наш Иисус Христос, и во что верит созданная Им Церковь. Крещение – ответственный шаг, это не просто красивый ритуал. В житейских делах, когда разумные люди нечто приобретают или устраиваются на работу, они заранее все выясняют, чтобы избежать ошибки, – тем более это предполагают вопросы веры. Поэтому перед принятием крещения следует разобраться, что за этим стоит, и стоит ли это делать вообще.
Задача беседы – засвидетельствовать перед слушателями апостольское учение.
Теперь о том, чего мы делать не будем. Мы не намерены в ходе этих бесед каким-либо образом влиять на вас, вовлекать во что-либо, или воспитывать. Это ваша инициатива – прийти и принять крещение, а наша обязанность – засвидетельствовать перед вами апостольское учение. Все свободные и взрослые люди, и сами сделают свои выводы – верить им или не верить в то, о чем будет здесь сказано, и как им дальше жить. Если после этих бесед, послушав и узнав о христианстве, вы поймете, что в это вы не верите и согласиться с этим не можете – тогда и креститься, вероятно, не стоит. Но если вы почувствуете, что христианство вам близко, вы верите в Бога, в Иисуса Христа, хотя что-то и является неясным до конца, или кажется нелогичным – креститесь.

Чтобы понять некоторые вещи, недостаточно просто узнать о них, для этого порой необходимо измениться самому. Жизнь в христианстве это процесс, это путь, в котором человек познает Бога, самого себя, обретает опыт духовной жизни, и многое, что кажется непонятным вначале, по прошествии времени встанет на свои места.

2
Вера в единого Бога, Творца мира
Троица, прп. Андрей Рублев, XV в.
В глубокой древности, еще в раннем христианстве, основные положения христианской веры были собраны в кратком тексте, который состоит всего из 12 предложений. Он называется Символ веры, и люди, принимающие крещение, перед совершением таинства читают его вслух, исповедуя веру. Этот текст очень важен, и желательно знать его на память.

Первые слова, с которых начинается Символ веры, звучат так: «Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым». Христианская вера начинается с утверждения, что Творцом этого мира является единый Бог.
Кратко скажем, как в христианстве понимается творение. Наверняка все слышали, что согласно христианскому учению, Бог сотворил мир, небо и землю, и все, что в них, последовательно, за шесть дней, то есть за шесть этапов. Рассказ о сотворении мира содержится в собрании священных текстов, называемом «Библия», о котором речь еще пойдет далее, в первой книге, которая именуется книга Бытия (Быт.1:1-31). Утверждение, что творение длилось шесть дней, не обязательно означает, что Вселенная возникла за шесть астрономических дней. «День» это многозначное понятие, оно может означать некий отрезок времени, например, сутки – период обращения Земли вокруг своей оси; а может определяться через событие – в Священном Писании встречаются такие выражения как «день Господень» (Ис.13:6), «день гнева» (Соф.1:8), «день спасения» (2 Кор.6:2).
Возвращение с фронта
Например, существует такой праздник, 9 мая, День Победы. Согласитесь, это была бы странная постановка вопроса: сколько астрономических часов длился День Победы? День Победы означает не период времени, а событие огромной важности в жизни нашей страны и всего мира. Дни творения, точно так же, определяются не длительностью, а событием – они означают этапы, когда в мире происходит нечто значимое: возникает свет, разделяются небо и земля, суша и вода, появляются растения, звезды и светила, животные и птицы. Наконец, последним существом, которое приходит в этот мир, является человек.
Творение с помощью слова – это метафора, образ, описывающий отношение Бога и мира.
Очень важно, что Бог осуществляет творение с помощью слова, посредством речи. Каждый новый день творения начинается повелением Творца: «И сказал Бог – да будет свет. И стал свет» (Быт.1:3); «И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя … И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду её…» (Быт.1:11-12), и т.д. Разумеется, это не является научным описанием возникновения Вселенной или изложением устройства и законов мироздания. Творение с помощью слова – метафора, образ, описывающий отношение Бога и мира. Где, в каких сферах жизни мы видим такого рода отношения, когда кто-либо дает повеление, и затем оно исполняется? В любых организациях (в армии, например) или в семье – в отношениях родителей и детей, мужа и жены. Мы видим это в государстве, где есть царь или президент, и его указы исполняют чиновники. Бог изображен в данной метафоре как царь, дающий повеление. Это означает, что Бог обладает высшей властью над миром, и творение абсолютно послушно Творцу, прозрачно для Его воли.
Можно было бы использовать иную метафору для творения мира: например образ горшечника, который месит глину и лепит из нее сосуд, или скульптора, который высекает статую из куска мрамора. Но выбрана именно метафора творения посредством слова, повеления. Почему так? Потому что это не царское дело – месить глину и обтесывать мрамор. Горшечник трудится, устает, он тратит силы, преодолевая сопротивление материала – а Бог не тратит сил, Его сила не иссякает от того, что творится мир. Он есть полнота бытия, и мир существует благодаря Его воле.
"Маленький принц", Антуан Экзюпери
Что же это значит, что Бог сотворил мир? Ведь это утверждение ничего не даст нам для понимания законов, действующих в мире, изучением которых занимается наука. Творение мира, как оно описано в Библии, это не стихийный, но целенаправленный процесс. Очевидно, что у Бога имеется некая цель, Он творит словом, в соответствии с неким замыслом о творении. Это означает очень простую вещь, – что в существовании мира в целом, во Вселенной имеется некий высший, божественный смысл! Применительно к нам, людям, это значит, что наша жизнь не случайна, она нам дана Богом, и в нашей жизни также есть смысл!
Мы не забыты и не брошены Им, но важны и значимы для Него. О каждом из нас есть определенный замысел Творца, и события нашей жизни не случайны, в них присутствует Божий Промысел. Причем важно, что этот высший смысл содержится в Боге. Можно находить себе для жизни совершенно разные смыслы, создавать их своим умом, но при этом отклониться от своего призвания, и прожить свою жизнь совершенно бессмысленно. Для христианства смысл жизни вполне объективен, и наше призвание в том, чтобы его реализовать, послужив Творцу и Его делу.

А.С. Пушкин:

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..

Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.
Митр. Филарет (Дроздов), ответ Пушкину:

Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана,
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.

Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.

Вспомнись мне, забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум —
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светел ум!

3
Человек - образ Божий
Теперь поговорим о том, как христианство видит человека. В христианской вере человек – центральное существо Вселенной, объединяющее в себе весь мир. Он создается последним, когда все существа уже появились, и наделяется особым статусом в этом мире. Этот статус – «образ Божий». Наверняка все слышали это выражение, попробуем его понять.

Конечно, это не значит, что Бог подобен человеку, и у Него имеются руки, ноги или борода. Бог не имеет рук и ног, и вообще не имеет никакого образа, Он ничем не ограничен, неописуем и невыразим. Образ Божий проявляется в способности человека отразить в своей жизни определенные качества, присущие Самому Богу: мудрость, милосердие, творчество, свободу.

Мир создается Богом как царский дворец, как дом человека, который вводится в этот мир как наследник, Божий сын. В силу этого человек наделяется властью над творением (Быт.1:27-28). Он призван быть образом Бога, служа проявлению божественной правды и милосердия в этом мире. Выражением этого высокого статуса является способность человека познавать волю Божию, замысел Творца о творении, и воплощать его в своей жизни.

Человек есть центральное существо мира, он есть образ Божий, что выражается в его способности познавать замысел Творца, и воплощать его в своей жизни.
Итак, подведем итог: мы верим, что Бог сотворил мир, и в основе мира лежит Божий замысел. Человек же есть образ Божий, что выражается в его способности познавать божественный замысел, и постигать смысл своей жизни и творения.

В христианстве этот замысел часто обозначается как Слово Божие, в соответствии с которым творится мир. Божий замысел вечен, Его Слово не имеет начала, оно неотделимо от Бога, оно и есть Сам Бог. (Ин.1:1-4). Через Своё Слово Бог творит мир, и открывается миру.
4
Божественное Откровение
Исаак Ньютон
По существу, изложение христианского учения это рассказ о том, как христианство видит божественный замысел о мире и человеке. Как же познается этот замысел?

Прежде всего, Бог открывается человеку через творение, сам мир является свидетельством о Творце, воплощая Его замысел, Его Слово. Смотря на Вселенную, на её красоту и гармоничность, исследуя ее сложные законы, очами веры мы способны постичь премудрость и силу Создателя. Как говорит апостол Павел, «открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны» (Рим.1:18-20). Это означает, что первичной формой откровения, в которой всякий человек встречается с Богом, есть сам мир, сама жизнь и события, которые в ней происходят.
И человек, у которого имеется вера, который задумывается о смысле явлений, может обнаружить в своей жизни присутствие некоего удивительного Промысла, проявление Божьего суда и Божьей милости. И с глубокой древности мыслители и философы Греции, Индии, Китая и других культур, исследуя мир и человеческую душу, приходили к выводу о единстве Вселенной, о том, что в основе всего лежит высшее, единое и разумное Первоначало.
5
Пророки
Кроме того, Бог открывает Свой замысел, Свое Слово через особенных людей, пророков, которых Он посылает, когда люди не способны сами жить вложенным в их душу нравственным законом, и постичь смысл происходящих с ними событий. Пророческий дар – один из самых высших даров, каким Бог наделил человечество. Пророчество – это не только, и не столько предвидение будущего, прежде всего это способность увидеть замысел Творца, Его волю и нравственный закон в конкретных обстоятельствах жизни. Весть пророков нередко сурова, они обличают грехи народа и правителей, невзирая на лица, несмотря на гонения, ведомые Божественным Духом.
Св. Василий Блаженный
Людей пророческого дара знает немало наша, русская культура. Такими были великие святые, например, Сергий Радонежский и Серафим Саровский, такими были древнерусские юродивые, Прокопий Устюжский и Василий Блаженный. Пророческие искры проявились в творчестве многих писателей и поэтов, как порой это можно увидеть у Пушкина, Гоголя, Достоевского, и многих других. Свои пророки были у каждого народа, поскольку всякий народ Господь ведет Своими путями.
Особенное значение принадлежит пророкам древнего Израиля, которые жили еще до нашей эры, до рождения Иисуса Христа – их послание адресовано не отдельному народу, но всему человечеству.

Этот момент необходимо пояснить. Согласно христианской вере, некогда человечество было единым, и обладало изначальным Откровением. Однако после потопа, когда люди расселились «по лицу земли» и произошло разделение на народы (Быт.11:1-11), большая часть человечества стала утрачивать Откровение, обожествлять явления и стихии сотворенного мира, и образ единого и невидимого Бога в сознании людей раздробился на множество божеств.
Языческие религии, согласно христианскому учению, являются результатом искажения изначального монотеизма.
Человек стал пытаться договориться и устанавливать прагматичные отношения с богами путем жертвоприношений, чтобы получить от них некие блага. Так появились языческие религии, которые, согласно христианскому учению, являются результатом искажения изначального монотеизма (веры в единого Бога).

И тогда Господь призвал одного человека, именем Авраам, который жил 4000 лет назад в Междуречье Тигра и Евфрата, на территории современного Ирака, и, испытав его верность и преданность, установил с ним особые отношения завета, вверил ему и его потомкам Откровение и благословение (Быт.12:1-5). Авраам переселился на территорию Палестины и стал прародителем Израиля, еврейского народа.

Послание пророков древнего Израиля имеет универсальное значение. Оно было адресовано всем народам, чтобы восстановить единство человечества в Боге.
Израиль был избран среди всех народов: через великих пророков (Моисея, Илию, Исайю, Иеремию и других) ему было вверено Откровение о едином Боге, творении мира, о нравственном законе. Ему были даны особые правила, законы о пище, о ритуальной чистоте, которые ограничивали общение язычников и евреев, делали, например, невозможным их совместную трапезу – чтобы оградить этот народ от влияния язычества, и он мог усвоить и сохранить данное ему через пророков Откровение.

Смысл избрания Израиля был в том, чтобы однажды, в час, ведомый Богу, он поделился этим Откровением с остальными народами, передал им свет веры, и они все вернулись к познанию единого Бога, и единство человечества восстановилось в Боге (Быт.12:3; Ис.2:2-4). Поэтому весть пророков Израиля имеет универсальное значение. Их послание лежит в основе христианства, поэтому рассмотрим его подробнее.

Чему же учили древние пророки? Что было им открыто свыше?

6
Священное Писание
Откровение, которое Господь посылал через древних еврейских пророков, было зафиксировано в целом ряде книг, объединенных в сборник, который называется «Библия» (греч. «книги»); в Библии учение древних пророков представлено в первом разделе, который мы называем «Ветхий Завет» (о втором разделе, «Новом Завете», который составлен учениками Иисуса Христа, далее еще пойдет речь).
Эти тексты написаны на древнееврейском языке (иврите) и составлялись на протяжении тысячелетия – еще до рождения Иисуса Христа. Ветхий Завет состоит из 50 книг разного содержания – среди них есть пророческие речи, молитвенные гимны, исторические хроники и нравственные наставления.
Центральной частью этого сборника является Закон, полученный пророком Моисеем от Бога на горе Синай свыше трех тысяч лет тому назад, записанный в первых пяти книгах Библии (так называемом Пятикнижии, или Торе (ивр. тора – учение, закон). Важнейшей же частью Закона является закон нравственный, выраженный в заповедях о любви к Богу (Втор.6:5), о любви к ближнему (Лев.19:18), и так называемых «10 заповедях» (Исх.20:1-17).
7
Содержание Откровения: нравственный закон
Поговорим про сердцевину Закона – свод нравственных норм, известный как «10 заповедей», или «Декалог» (греч. «десятисловие»). Мы постараемся не просто перечислить заповеди, но увидеть внутреннюю логику, которая лежит в их основе.
Основанием Декалога является вера в единого Бога, Подателя жизни. Жизнь – это высший дар Господа и поэтому она священна.
Основанием Декалога является вера в единого Бога, Подателя жизни. Жизнь – высший дар Господа, поэтому она священна, и цель Божественного Откровения – спасти её от разрушения и греха, наполнить смыслом и милосердием. Из этих простых предпосылок вытекают все заповеди об отношении к ближним.
Например, известная всем заповедь «не убий» (Исх.20:13). Почему нельзя убивать? Потому что жизнь дана Богом, и человек не является хозяином жизни – ни чужой, ни своей. Поэтому он не вправе отнимать ее, либо причинять вред каким-либо образом: ведь можно убивать не физически, но морально, разрушить жизнь ближнего ненавистью, завистью, оскорблением, клеветой. Кто вправе забрать жизнь? – только Бог, Господин жизни и смерти. Отсюда далеко идущие следствия: например, запрет на самоубийство и аборты, а шире – на гнев и оскорбление (Мф.5:21-22). Библия допускает и смертную казнь, и войну – но как необходимую, вынужденную меру, направленную на спасение жизни общества.
Не прелюбодействуй
Следующая заповедь – «не прелюбодействуй» (Исх.20:14). Прелюбодеяние – это супружеская измена, когда человек вступает в отношения с чужой женой или мужем. Почему прелюбодеяние является грехом, и эта заповедь идет после запрета убийства? Потому что жену или мужа дает Бог. Человек не является целостным, у него есть множество потребностей и чтобы его жизнь была полноценной, ему дается брак, чтобы в отношениях с любимым человеком он эту целостность обрел и научился любви. Как сказано: «да будут оба в плоть едину» (Быт.2:24). Брак – не просто дело человеческого выбора, это Божье творение. Поэтому, когда человек вступает в отношения с чужой женой, он берет чужое, то, что дано другому, разрушает важнейшую часть чужой жизни.
Далее идет заповедь «не укради» (Исх.20:15). Логика здесь та же самая. С религиозной точки зрения имение, богатство (сколько бы его ни было) – если оно праведно заработано, дает человеку Бог. Бог дает человеку богатство, чтобы он жил, заботился о своей семье, поддерживал родителей, проявлял милосердие по отношению к ближнему, и созидал через это богатство мир. Истинным Господином богатства является Бог, человек только временный распорядитель, который призван послужить этим богатством Божьим целям, а не только своим интересам. Поэтому человек не вправе брать чужое, а за свое богатство он даст ответ перед Богом – как он им распоряжался (Мф.25:14-30).
Следующая заповедь – «не произноси ложного свидетельства на ближнего своего» (Исх.20:16). Почему люди лгут и оговаривают своего ближнего? Ложь бывает разная. Бывает, например, повышенная впечатлительность или склонность преувеличивать, бывает ложь вынужденная, «военная хитрость». Речь, конечно, здесь не об этом. Ложь – это универсальный инструмент получения того, что тебе не принадлежит по праву, или ухода от ответственности. Именно такая ложь запрещается Божьим законом.
Каин и Авель
Десятая, завершающая заповедь Декалога – «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исх.20:17).

Логика этой заповеди в том, что, во-первых, любое действие начинается с мысли; если не будет мысли, намерения, не будет и греха. Во-вторых, если человек и не осуществит желаемое, но будет носить в себе мысли о чужой жене, имении или славе – он станет несчастен. Он будет вечно печален, недоволен тем, что имеет, будет завидовать, кого-то ненавидеть, радоваться чужим неудачам и печалиться от чужих успехов. Поэтому в Писании запрещается даже иметь мысль о чужой жене, имении, и чем-либо, принадлежащем ближнему.
В чем состоит цель этих заповедей, что произойдет, если человек будет следовать им в своей жизни? Ничего сверхъестественного, но жизнь его станет гармоничной. Это жизнь, в которой люди ценят то, что им дано, и у них отсутствует зависть. Они доверяют друг другу, и слово человеческое имеет вес. В этом обществе нет распрей из-за имения, есть крепкие семьи, верные жены и любящие мужья, и наконец, высшей ценностью является человеческая жизнь и личность. Эти заповеди – просто правила нормальной жизни, им следует любое здоровое и нормальное общество. Но в основе этих заповедей лежит вера – в единого Творца и Господина жизни. И поэтому первые заповеди Декалога – это заповеди об отношении к Богу.

Нет почитания старших – не будет воспитания, не будет соблюдения заповедей, и, значит, не будет спасения. Поэтому эта норма стоит выше заповеди «не убий» и последующих.
Декалог имеет четкую структуру. Сначала идут заповеди об отношении к Богу, как Подателю жизни, затем заповеди об отношению к ближнему, а между ними – "пятая заповедь", которая говорит о почитании родителей. Почему заповедь «чти отца и матерь твою» (Исх.20:12) стоит сразу после Бога, и стоит выше чем заповедь не убий? Здесь несколько причин. Во-первых, жизнь даёт Бог, но обретает ее человек через родителей, поэтому родители стоят на втором месте после Бога. А во-вторых, где и как человек научается тому, что есть добро и зло, что нельзя брать чужое, лгать и причинять вред? Не на лекциях и не на проповедях. Человек этому должен учиться прежде всего в семье, у родителей. Но если в семье не будет уважения к старшим, никакой иерархии – что дети слушают родителей, жена слушает мужа, то какое будет в этой семье воспитание? Нет почитания старших – не будет воспитания, не будет соблюдения заповедей, и, значит, не будет спасения. Поэтому эта норма стоит выше заповеди «не убий» и последующих.
Но основой всего, безусловно, являются первые заповеди – об отношении к Богу как Творцу жизни. Кратко, но рассмотрим их. «Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх.20:2-3). Первая заповедь говорит, что Бог един, и ничто нельзя ставить на один уровень с Богом. Эти заповеди были даны свыше 3 тысяч лет назад, когда евреи были в окружении язычников, обожествлявших природные стихии. Сейчас это редкость, во всяком случае в России, но заповедь эта актуальна. Может ли человек нечто поставить на место Бога, как высшую ценность? Это могут быть деньги, материальные ценности, можно поставить на место Бога такие ценности как талант, власть, счастье человечества, или даже любимого человека. Но что происходит в таком случае? Если человек поставил на место Бога любимого человека, или, например, власть – ради них он переступит через все остальное. Он и убьет, и нарушит супружескую верность, и обманет, и украдет. Сразу ломается вся структура Декалога, рано или поздно служение ложным ценностям приведет к нарушению заповедей. Поэтому ничего нельзя ставить на место Бога, служить можно только Единому, в этом свобода и призвание человека.

Вторая заповедь запрещает создавать изображение Бога, поскольку Бог неизобразим, Он невидим и никакого образа не имеет. «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли» (Исх.20:4). Эта заповедь не означает запрета на изображения вообще, в иудейском Храме присутствовали, например, изображения херувимов на ковчеге завета (Исх.25:17:22). Чтобы выразить нашу веру, мы используем священные образы, иконы, на которых изображаются видимые явления и реалии – Иисус Христос, святые и ангелы. Они изображены так потому, что они были видимы, или так являлись людям. Но неописуемая Божественная природа не может быть изображена. Вторая заповедь говорит о том, что Бог выше любых пределов и ограничений, и в том числе пределов нашего ума и логики. Многое может показаться непостижимым и противоречивым в божественном Откровении, и всегда есть искушение упростить христианство, сделать его более понятым – создать образ Бога, который бы укладывался в наши теории. Но если так происходит – значит, мы не воспринимаем Откровение, но сами создаем образ Бога, создаем по сути идола, – который нам удобен. Поэтому не следует ограничивать Бога, Он выше наших ограничений.

Следом идет заповедь об отношении к имени Божьему. «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно…» (Исх.20:3). Имя Божие, как и все принадлежащее Богу, свято, и требует к себе особого отношения. Если к имени относиться без уважения, не выделять его из обыденной жизни, употреблять его в клятвах, поговорках и ругательствах, по делу и без дела, то оно обесценится. А в отношении к имени выражается отношение к личности. Обесценивание имени в конечном итоге приводит к утрате веры. Эта заповедь говорит об отношении к любой святыне – это и иконы, и крест, и Священное Писание, к которым необходимо относиться с уважением.

Четвертая заповедь о субботе очень интересна. «Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему» (Исх.20:4). Древним евреям было предписано в воспоминание того, что Бог сотворил мир, седьмой день (субботу) провести в покое, была запрещена любая работа. В тот день следовало идти в синагогу и слушать Писание, посвятить время молитве, люди надевали праздничные одежды и делали радостную торжественную трапезу. Цель заповеди в том, чтобы люди в суете этой жизни вспомнили, что Бог является Творцом, и жизнь – это дар Божий, вкусили плоды жизни, и воздали Богу благодарение. Это была особая практика, которая утверждала, воспитывала монотеизм в израильском народе.

Эта заповедь, наряду с заповедями о ритуальной чистоте и запрещенной пище, была дана только древнему Израилю, остальных народов она не касалась. По этой причине апостолы, ученики Иисуса Христа, когда стали проповедовать в других народах, на первом апостольском соборе (Деян.15:1-21) приняли решение приходящих к вере язычников не обременять этими нормами закона Моисеева. Поэтому суббота есть в нашем календаре, она чтится Церковью как священный день, как память о сотворении мира, но запрета работать в субботу в христианстве не существует. Но значение заповеди остается – мы исполняем ее суть, если осознаем жизнь как Божий дар, и отделяем в суете этой жизни время, чтобы принести Ему молитву и благодарение.

Итак, важнейшей частью Откровения, воспринятого древними пророками, является ясная и глубокая система нравственных ценностей и заповедей, исходящая из веры в единого Бога. Кроме того, пророки учили о взаимосвязи между нравственным выбором и человеческой судьбой, и более широко - целью творения.
8
Откровение о воздаянии и спасении
Икона "Страшный Суд". Новгород, XV в.
Пророки учили, что следование заповедям Божьим, то есть праведность – созидает жизнь, делает её целостной и гармоничной, а нарушение этих заповедей, то есть грех – искажает творение и разрушает жизнь.
Эта мысль очень проста – когда человек забывает, что жизнь дана ему Богом, и полагает, что он есть хозяин и центр мира, и мир, следовательно, должен служить его интересам и хотениям, – он встает на путь греха, и начинает искать богатства, славы и удовольствия. К ближнему он начинает относиться как к средству, эгоистически использовать его для достижения своих целей, утрачивая любовь и милосердие. Очевидно, что такая жизненная позиция порочна, она порождает несправедливость в отношениях между людьми и является источником страдания и несчастья. Таким образом, праведность понимается в Священном Писании как путь жизни, а грех – как путь смерти (Иер.21:8).
Однако пророкам было открыто нечто большее – что значение нравственного выбора выходит за границы земной жизни и связано с конечной целью творения.
Бог творит человека не для страдания и смерти, но для жизни вечной и блаженной, которой обладает Он Сам – таков Его замысел относительно человека.
Как мы уже говорили, Бог созидает мир в соответствии со Своим замыслом, Своим Словом, и это значит, что у творения есть некая цель. Мир не может просто вернуться в небытие, в состояние хаоса (как учили языческие религии), – Слово Творца вечно и непреложно, и в конце времен должен осуществиться изначальный Божий замысел.
Когда Бог создает человека как венец творения, как Свой образ в этом мире, Он творит его не для страдания и смерти, но для жизни вечной и блаженной, которой обладает Он Сам – таков Его замысел относительно человека. Как сказано в Писании, мы призваны стать «причастниками Божественного естества» (2 Петр.1:4). В эту божественную жизнь можно войти только свободно, в любви и послушании Богу, в результате свободного выбора между добром и злом. Первые люди, оказавшись перед этим выбором, совершили грех, выбрали злое, и их грехом в мир вошли смерть, страдание и неравенство (Быт.3). Однако цель творения осталась прежней, и каждый из нас должен в своей жизни научиться распознавать добро и зло, следуя Божественному закону, и сделать свой выбор, чтобы наследовать спасение.
Икона "Воскресение Христово"
В конце же времен Бог исправит и обновит мир Своим Словом, как Он сотворил его в начале, исцелит его от смерти и греха (Ис.25:6-9). Его Словом каждый человек вернется к жизни, и будет судим по делам его. Для одних это станет воскресением жизни, а для других воскресением осуждения (Дан.12:2-3; Ин.5:29). Это не будет возвращение к временной жизни, но обретение жизни вечной, которую мы сейчас очень слабо способны себе представить.

Мы это называем Царство Божие, грядущий мир, в котором будет единое спасенное человечество, избавленное от смерти и греха (Ис. 11:6-9). К этому Царству правды направлена история народов, и в нём состоит её скрытый смысл. В нашем Символе веры об этом говорит последнее, двенадцатое предложение: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века».
Каждый из нас должен в своей жизни научиться распознавать добро и зло, следуя Божественному закону, и сделать свой выбор, чтобы наследовать спасение.
Действие Божьего суда, следовательно, выходит за пределы земной человеческой жизни. В этой временной жизни нечестивые нередко благоденствуют, а праведные страдают. Смерть уравняет всех, – но она будет побеждена в Последний день, и тогда люди пожнут плоды своих деяний. Господь воздвигнет их к жизни, и, согласно нашей вере, праведные «просияют как солнце в царстве Отца их» (Мф.13:43), а кто творил грех, не смогут избежать Его суда (Мф.25:41).
9
Пророчество о Мессии
В учении пророков события божественного суда и грядущего объединения человечества связываются с приходом посланного Богом праведного царя из династии царя Давида, который перед концом времен приведет все народы к единому Творцу (Ис.11:10). Именно под его началом Израиль должен исполнить своё предназначение, и передать человечеству Откровение.

В Священном Писании этот ожидаемый царь, потомок Давида, назван Мессия, что по-еврейски означает«Помазанник». Помазание в древних обществах символизировало посвящение на служение. Когда цари и первосвященники посвящались на служение Богу, на них возливалось масло в знак того, что теперь им дарована власть от Бога, за которую они будут нести ответ. Так, например, помазывались римские и византийские императоры, и русские цари, начиная с Ивана Грозного. Когда Библию переводили на греческий язык, слово «Мессия» перевели как «Христос» (от греч. «хрисма» – помазание).
Вы когда-нибудь слышали это слово? Конечно, так мы называем основателя христианства – Иисус Христос. А что означает Его имя? «Иисус» – личное имя, которое Он получил при рождении, а «Христос» – не фамилия, это царский титул, который означает «Помазанник». От этого слова впоследствии и произошло понятие «христианство».
Итак, мы кратко обсудили, как христианство видит Бога, Откровение, нравственный закон и замысел Божий о творении и человеке.
В следующий раз речь пойдет о Господе Иисусе Христе и о том, как через Него этот замысел осуществился.
10
Рекомендуемые книги и вопросы для повторения
Список литературы
"Учитесь добру из божественных книг", свт. Тихон Задонский
1. Священное Писание Ветхого и Нового Завета
2. Закон Божий. Прот. Серафим Слободской
3. Православный Катехизис. Свт. Филарет (Дроздов)
4. В чем сущность христианства. А.И. Осипов
5. Ступени. Беседы митр. Антония Сурожского
6. Творения старца Паисия Святогорца
7. Флавиан. Прот. Александр Торик
8. Словарь православных терминов
Вопросы для повторения
© Мультимедийное учебное пособие "Основы православной веры"
vospriemnik.ekb@gmail.com