Тема, посвященная 10 заповедям - основа для установления контакта и доверительных отношений с любой аудиторией, любого возраста, верующей или неверующей. Людей, даже далёких от религии, волнуют вопросы, связанные с нравственностью и семейными отношениями, и военнослужащие не являются исключением. Поэтому начинать годовой цикл бесед имеет смысл именно с темы заповедей Рассмотрение декалога позволяет изложить учение Церкви о таких вопросах, как убийство и ценность жизни, природа брака и прелюбодеяние, отношение к деньгам и имуществу, ложь, отношения с родителями и конечно отношение к Богу.
В беседах на декалог бывают проблемы. Отметим два момента.
Первое. Декалог начинается с заповедей об отношении к Богу. Они не связаны с непосредственным опытом слушателей, требуют подробного историко-культурного комментария, касающегося обычаев и культуры древнего Израиля. Зачастую случается, когда лектор доходит до заповедей об отношении к ближнему - он уже потерял свою аудиторию, он "увяз" в первых заповедях и слушатели утратили интерес. Возможный путь решения этой проблемы - начинать разговор с заповедей об отношении к ближним, с заповеди "не убий", опираясь на опыт аудитории, и только после десятой - переходить к заповедям об отношении к Богу. В предлагаемых беседах реализован именно этот подход.
Второе. Заповеди декалога даны в директивной форме, без особого обоснования. Бог говорит, а человек должен исполнять. Но проблема в том, что слушатели, тем более молодые люди, имеющие порой смутные понятия о Боге, не понимают, что, кому и почему они должны. Поэтому в беседах на декалог рекомендуется воздержаться на первых порах от употребления словосочетаний "человек должен", или "мы должны". Никакого "мы" с аудиторией пока нет, и такая манера изложения может вызвать скепсис и отторжение. Гораздо лучше и интереснее - совместно с аудиторией, в диалоге понять, почему эти заповеди таковы, почему не следует убивать и прелюбодействовать, какая здесь логика, и почему эти заповеди так построены. Опора здесь не столько на веру (ее может и не быть у слушателей), сколько на разум и опыт. Люди должны иметь возможность высказаться, и лектор здесь может вести аудиторию в необходимом ему направлении путем наводящих вопросов. Как показывает практика, при таком подходе этот материал можно излагать даже неверующей аудитории, и это вызовет интерес и живой отклик.
Поскольку при таком диалогическом подходе беседа проходит в формате разговора, аудитория обычно ставит много вопросов - пройти за одну беседу в 40-50 мин весь декалог практически невозможно. Рекомендуется разделить этот разговор о декалоге на две или три беседы. При правильном подходе - этот материал может стать основой для дальнейшей работы лектор, он обретёт уважение и доверие со стороны своей аудитории.