Педагогика
Содержание огласительных бесед
Принятый в современной практике Русской Православной Церкви формат двух бесед перед крещением ставит перед катехизатором ряд непростых задач. Очевидно, что за две беседы сложно достаточно глубоко изложить суть христианского вероучения, и задать направление христианской жизни новокрещеных, для этого требуется гораздо более длительное время и серьезная работа. Чтобы за столь сжатый срок убедительно рассказать о христианстве, живое свидетельство веры человека, проводящего катехизацию, должно сочетаться с высоким уровнем богословской культуры и способностью обобщения. Он должен выделить главное, не уходя в частности и подробности библейской истории, и при этом адаптировать свое изложение к восприятию людей, приходящих креститься, чтобы им было интересно и они нечто усвоили из его рассказа. В предкрещальной катехизации можно двигаться иным путем – исходить не из логики христианской доктрины, но отталкиваться от потребностей и проблем приходящих людей. Обнажив опыт страдания и утраты, присутствующий в жизни, переходить к разговору о Христе Спасителе. Это выдвигает на первый план личность катехизатора, его духовный опыт и способность говорить о вере, исходя из практики жизни. Если духовный опыт катехизатора невелик, а его богословские познания не являются глубокими, свою ограниченность он невольно привносит в проводимые им занятия и на практике предкрещальные беседы зачастую выливаются в общие рассуждения о смысле жизни и нравственности, которые не дают необходимой пищи для ума и сердца слушателей.

Предлагаемое интерактивное пособие имеет целью помочь катехизатору в разрешении ряда вышеперечисленных задач. Во-первых, предложить методически выстроенный и структурированный материал о сущности христианской веры, на который он мог бы опираться при проведении огласительных бесед, а также послекрещальной катехизации, с возможностью развернуть его в цикл занятий. Во-вторых, компенсировать недостаток времени для обучения самостоятельным обращением слушателей к материалам пособия, в результате чего человек мог бы слушать объяснения катехизатора, воспринимать изобразительный ряд презентации и далее изучать текст и просматривать видео, закрепляя полученное во время бесед знание.

Пособие рассчитано на взрослую аудиторию со сформированным понятийным мышлением, способную к анализу, сравнению и синтезу информации и самостоятельной интеллектуальной деятельности. Пособие построено в соответствии с характерными для отечественной педагогической традиции дидактическими принципами природосообразности, системности и целостности, наглядности обучения, активности обучаемых, связи теории с практикой.

С самого начала христианства принятию крещения предшествовала проповедь, керигма, возвещение Евангелия, и учебное пособие «Основы православной веры» следует этой традиции. В содержании двух бесед, входящих в состав пособия, акцент сделан на благовестии о Господе Иисусе Христе, призванном породить веру, приводящую ко Крещению. Когда в апостольский период проповедь происходила в иудейской среде, подготовленной ветхозаветным откровением, керигма была краткой, поскольку аудитория уже имела четкие представления о едином Боге, нравственном законе и учении пророков. В нашей ситуации эти понятия еще предстоит сформировать у слушателей, подготовив основу для разговора о Христе. Это определяет структуру двух бесед: в первой говорится о божественном Откровении, о нравственном законе и пророках, а во второй об Иисусе Христе и Его Церкви.

Большое внимание в учебном пособии уделено цельности и взаимосвязанности основных тем и понятий в структуре двух бесед. Материал бесед сформирован вокруг сквозной, объединяющей темы раскрытия Божественного замысла о мире и человеке – от творения мира до дня воскресения. Параллельно с ней проводится тема смысла человеческой жизни. Содержание бесед – не просто набор взаимозаменяемых тематических модулей, но единое и цельное высказывание. Наивно полагать, что человек приходящий креститься, за две беседы (и даже за гораздо большее время) усвоит и запомнит все, о чем говорилось на огласительных занятиях. Вероятнее всего, подробности и частности будут вскоре забыты, либо вовсе пройдут мимо внимания, но у слушателей останется ощущение внутренней цельности христианской веры, которое может стать основой для дальнейшего изучения, и это чувство вполне возможно передать даже за две беседы.

Если катехизатор сам будет понимать и видеть цельность представленного материала, он сможет презентовать его на совершенно разных уровнях и адаптировать его для разной аудитории, и учебное пособие призвано ему в этом помочь. Содержание бесед представлено в пособии на трех уровнях:

- краткое изложение каждой беседы объемом 1 – 1,5 стр., воспроизводящее главные положения и общий ход мысли.

- уровень презентации, ориентированный на формат полуторачасовой беседы. Текст каждой беседы представлен в виде тезисов объемом около 5 стр. в сопровождении изобразительного ряда.

- развернутое изложение лекции, объемом до 15 стр., уже более глубоко раскрывающее представленные в презентации тезисы, предназначенное для самостоятельного изучения.

Краткое изложение позволяет быстро уловить главную мысль, центральную тему, чтобы катехизатор мог держать её в уме при более развернутом изложении. На остальных уровнях (презентация и текст беседы) этот же материал представлен с увеличивающейся степенью приближения и глубины. Для иллюстрации принципа построения учебного пособия можно привести метафору векторного изображения, которое при увеличении масштаба сохраняет резкость и качество. Объем текста самой лекции несколько избыточен по отношению к формату двух бесед. Он предназначен для катехизатора, чтобы расширить его знание за рамками двух бесед, придать его словам некоторую глубину. Кроме того, текст предназначен для самостоятельной работы слушателей, которые будут обращаться к мультимедийному пособию. Развернутый материал, представленный в тексте лекции, дает возможность для расширения курса – на его основе можно разработать цикл огласительных или катехизаторских бесед из 4, 6 и большего количества занятий.

Отправной точкой для первой беседы является понятие единого Бога и творения мира, которое означает, что в мире в целом и в человеческой жизни в частности есть некий высший, божественный смысл, и человек призван этот смысл познать и воплотить. Этот Божий замысел именуется в христианской традиции Словом Божьим, которым творится и стоит этот мир. Вопрос о том, как человек может познать Божий замысел, переходит в описание путей богопознания: Бог открывается через природу, творение, саму жизнь, и через пророков – когда люди сами не в состоянии познавать смысл своей жизни. Пророки посылаются всем народам, но в этом разделе внимание уделено вопросу особенной роли древнееврейских пророков и избранности Израиля. Им вверяется откровение, которое впоследствии должно прийти ко всем народам. Далее идет раздел о содержании откровения, данного еврейским пророкам. В нем три части: нравственный закон, учение о воздаянии и обновлении мира в конце истории и ожидание Мессии. Первая беседа объясняет христианское понимание отношений человека, Бога и творения, раскрывает цель творения, призвание и путь человека, и закладывает основу для дальнейшего разговора о Христе.

Первая беседа не сводится к простому пересказу событий Ветхого Завета. Главной темой является Божественное Откровение о замысле Творца о мире, и как его познает человек. Некоторые темы поэтому даны очень кратко, намечены пунктирно, например, важная тема о грехопадении. О грехопадении упоминается в разделе об учении пророков о воздаянии и суде, и его следует более подробно раскрывать в дальнейшей катехизационной работе, в формате двух бесед это сделать довольно сложно.

Особенности присутствуют в изложении 10 заповедей. Пособие отходит от традиционного последовательного разбора заповедей с первой и до конца, и рассматривает внутреннюю логику Декалога, объясняет, почему эти заповеди таковы и расположены в таком порядке. Из идеи творения мира Богом следует, что жизнь — это дар Божий, и поэтому она священна. Отсюда следуют заповеди об отношении к ближним, запрещающие убийство, прелюбодеяние и воровство, согласно которым человек не имеет право похищать и разрушать чужое - то, что ближнему дал Бог. Целью заповедей является гармоничная и счастливая жизнь, но в основе этой жизни лежит вера в Бога как единого Подателя жизни. Поэтому в Декалоге заповеди об отношении к Богу идут первыми. Таким образом, Декалог раскрывается начиная с 6 заповеди, а заповеди об отношении к Богу завершают разбор. Опыт катехизации показывает, что люди современной культуры таким образом проще воспринимают этот материал, видя внутреннюю логику построения Декалога и жизненную актуальность заповедей об отношении к Богу.

Содержанием второй беседы является благовестие о Христе Спасителе как о Том, кто осуществляет Божественный замысел о мире и человеке. Сначала говорится о том, Кто Он – Новый Адам, призванный положить начало новому человечеству, воплощение предвечного Божественного Слова. Далее излагается логика развития евангельских событий, служения Иисуса – важно, чтобы слушатели ощутили живой образ Христа, который дают евангелия и понимали суть Его учения, причины конфликта и Его распятия. Основной акцент сделан на теме Крестной жертвы Христа и Его Воскресении и следствиях этих событий для понимания спасения и отношений человека и Бога. В разговоре о Церкви подчеркивается, что целью Христа является не просто спасение отдельных индивидов, но Церковь - новое человечество, которое во всей полноте раскроется в будущем веке. Человек вступает в Церковь и принимает участие в спасительном деле Христа через Таинства Церкви. Вкратце сказано о пути спасения и об учителях и святых отцах. Более развернуто этот материал следует давать, на наш взгляд, уже после Крещения. Завершаются огласительные беседы темой, с которой они и начинаются – темой смысла жизни, как он раскрывается в свете Евангелия.

В основу христологии огласительных бесед положено богословие Логоса, учение о воплощении Бога Слова, раскрытое в Евангелии от Иоанна и развитое впоследствии мч. Иустином Философом [1] , свт. Афанасием Александрийским [2] и прп. Максимом Исповедником [3] . Понятие о предвечном Слове Творца, в Котором содержится Божественный замысел о творении, вводится в начале первой беседы. Далее раскрывается мысль, что Бог познается через Свое Слово, которое воплощается в творении и в Священном Писании. Когда речь заходит об учении пророков (конец первой беседы), говорится, что как в начале Бог сотворил мир Словом, так и в конце, чтобы осуществить цель творения, Бог обновит мир Своим Словом, воздвигнет людей к жизни вечной, и Его Слово будет судить мир. Открывается вторая беседа тезисом о воплощении этого Слова в Иисусе Христе. Бог Слово становится Человеком, чтобы через Свою жертву спасти мир и дать людям жизнь вечную, и в этом проявляется любовь Бога к людям. Совершив дело спасения, Христос воцарился, и придет во славе воскресить умерших и судить мир в конце времен. Он есть Путь и Истина и Жизнь, и только через Него люди приходят к Отцу Небесному. Таким образом, сложное понятие о боговоплощении, раскрываемое в разговоре о Христе, подготавливается первой беседой. При этом учение о св. Троице не раскрывается систематически и во всей глубине – целью огласительных бесед не является изложение догматических истин во всей полноте, но благовестие о Христе Спасителе. Без веры во Христа говорить о св. Троице невозможно. Поэтому триадология подразумевается материалом предкрещальных бесед, но её полноценное раскрытие – дело послекрещальной катехизации.

Тема Церкви и таинств в формате двух бесед представлена обзорно, чтобы человек ощутил взаимосвязь между служением Иисуса Христа и Церковью. Христос – это не прошлое, Он являет Себя в настоящем, в жизни Церкви. Однако более подробные наставления о пути и практических аспектах христианской жизни человек должен получить в ходе послекрещальной катехизации. Даже если на приходе отсутствуют возможности для проведения полноценной катехизационной работы, представляется целесообразным проведение по меньшей мере еще одной беседы, уже после крещения, на которой более глубоко будет раскрываться вопросы участия в таинствах Церкви, темы молитвы и духовной жизни.



III.3.3. Принципы отбора материала для огласительных бесед. Задача катехизатора - посеять в душах, оглашаемых доброе евангельское зерно, «которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» (Мф. 13;32). Поэтому в основании принципов отбора материала для бесед лежит, прежде всего, неискаженное, то есть строго православное понимание Священного Писания и Священного Предания. Важен не только фактический материал, важен и язык, речь катехизатора. Учитывая особенности современной жизни, целесообразно использовать современный русский язык с посильным для оглашаемого объёмом церковно-славянского языка. Господь сказал: «Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» (Мф. 7;18). Все цитируемые материалы должны быть растолкованы.

Основные принципы отбора информационного, иллюстративного и др. материала для проведения огласительной беседы:

· необходимо использовать богословский материал, руководствуясь словами апостола Павла: «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; ибо такие [люди] служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных» (Рим. 16:17);

· использовать материал выверенный, который не имеет двоякого понимания, не является спорным или неавторитетным. «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1 Кор. 1:10);

· выбирается материал, иллюстрирующий православный взгляд на происхождение Вселенной, возникновение жизни на Земле, на происхождение человека, на первоначальное состояние человека во славе, когда он был создан по образу и подобию Божию;

· необходимо рассказать о заповеди Божией и ее нарушении, о последствии грехопадения, необходимости пришествия Спасителя. Этот материал должен объяснить необходимость крещения и дальнейшей церковной жизни. «Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» (Деян. 2:37-38);

· при подборе материала для беседы обязателен не только труд ума, но и труд души, молитвенный труд. Без этого также невозможно реализовать цели и задачи катехизаторской деятельности.

Из Священного Писания известно, что когда Бог избирал пророков или апостолов, то они приготовляли себя на исполнение воли Божией постом и молитвами: пророк Илия постился сорок дней, святой Иоанн Креститель – всю жизнь, апостолы перед проповедью также постились, Сам Господь перед началом Своего общественного служения постился и молился, поэтому данные примеры убедительно свидетельствуют о необходимости жизни катехизатора в молитвах и посильном посте, в деятельном прохождении духовного делания. Святые Отцы учат нас «не учить тому, чего сам не исполняешь на деле».

Таким образом, отбор материала для огласительных бесед должен соответствовать принципу врача «Не навреди»; не навреди ни себе, ни людям.


[1] См. «Разговор с Трифоном иудеем», Библиотека отцов и учителей Церкви. Т.1. Св. Иустин философ и мученик. Творения. Предисловие А.И. Сидорова. Репринт .- М.: Паломник; Благовест, 1995. - 484 с.


[2] См. «Слово о воплощении Бога-Слова, и о пришествии Его к нам во плоти», Т.1: Афанасий Александрийский. Творения. / Пер. Моск. дух. акад со вступ. ст. А. В. Горского. — М., 1851—1854.


[3] См. «Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия», Творения преподобного Максима Исповедника. Книга 1: Богословские и аскетические трактаты. "Мартис", 1993, с.215-256.