Педагогика
Краткое содержание бесед. Тезисы
I
Первая беседа. Божественное Откровение
Цель бесед перед крещением – рассказать о вере Церкви и учении Иисуса Христа. Христианская вера начинается с утверждения, что Бог сотворил мир.
Вера в творение предполагает, что у Бога есть замысел о мире, и,
следовательно, в мире и в человеческой жизни есть некий высший смысл. Человек как образ Божий способен этот смысл познать и воплотить. Как познать Божий замысел? Существуют разные пути. Божий замысел можно познать, изучая мир. Открывая гармонию и красоту творения, сложность его законов, человек способен постичь силу и Премудрость Создателя.

Кроме того, Бог открывает Свой замысел через пророков. Пророки есть у каждого народа, но особенное значение принадлежит древним еврейским пророкам. Откровение, принятое этими пророками, должно было быть адресовано всему человечеству, всем народам. Их учение записано в Ветхом Завете, еще до рождения Иисуса Христа.

Что же было открыто еврейским пророкам?

В-первых, им был открыт нравственный закон, выраженный в 10 заповедях. Его суть в том, что Бог является единым Творцом и Господином жизни, поэтому жизнь священна, и человек не вправе разрушать жизнь ближнего, его семью и имущество.

Во-вторых, им было дано откровение о воздаянии и Царстве Божием.
Пророки учили, что в конце истории наступит Царство Божие, в котором исполнится изначальный замысел Творца. Словом Своим Он обновит мир, воздвигнет каждого человека для жизни вечной, и Последнего Суда Ключевую роль в осуществлении этого спасительного Божьего замысла они отводили фигуре праведного царя, который должен объединить человечество и вернуть его к Богу перед концом времен. Они называли его Мессия, то есть Помазанник, или по-гречески, Христос.

Согласно христианской вере Иисус Христос и есть Тот, кого ожидали
древние пророки, – призванный осуществить спасение мира. Мы кратко обсудили, как христианство видит Бога, человека, нравственный закон и замысел Божий о творении. В следующий раз речь пойдет о Господе Иисусе Христе и о том, как через Него этот замысел осуществился.
II
Вторая беседа. Иисус Христос
Согласно христианской вере, замысел Божий о мире и его спасении осуществляется в Господе Иисусе Христе, от рождения Которого мы ведем отсчет нашей эры. О Христе и Его учении мы узнаем из книг Нового Завета, которые были составлены Его учениками.

Иисус Христос отличается от всех других учителей и пророков. Учителя и пророки передают открытое им Слово Божие, Иисус же и есть Само это Слово – предвечное и божественное, Которое стало Человеком – чтобы приобщить нас жизни вечной и осуществить цель творения. В этом – сердцевина Евангелия, и вместе с тем его главная тайна.

Христос вышел на проповедь в возрасте около 30 лет. Он говорил, что приблизилось время обновления мира, и призывал к покаянию, исцеляя многих болящих и бесноватых. Он учил, что главным в законе является любовь к Богу и ближнему, и призывал иметь милосердие даже к своим врагам. После конфликта в иерусалимском Храме, где Иисус остановил жертвоприношение, чтобы призвать народ к покаянию, первосвященники, религиозные лидеры народа, арестовали Его и добились Его казни. Иисуса распяли на кресте, как политического преступника. Это произошло, когда в Иудее правил римский префект Понтий Пилат.

Но, согласно Евангелию, Иисус предвидел Свою смерть в Иерусалиме, Он шел к ней сознательно и добровольно, поскольку видел в ней исполнение спасительного замысла Бога о мире. Перед Своим арестом, на Тайной вечере Христос открыл ученикам, что Его смерть имеет жертвенный смысл, Он умирает за грехи мира.

И на третий день после распятия Иисус явился ученикам живым, но Он не просто вернулся к земной жизни, Он воскрес – для жизни вечной, победив смерть. Иисус сказал, что ученики должны возвестить об этом всем народам, и призвать их в Его Царство, научив праведности (Мф.28:18-20). Невидимо Он будет среди них, но явным образом Он придет в мир во второй раз, уже во славе Божией, в сопровождении ангельских сил, чтобы совершить воскресение и Последний Суд (Мф.24:29-31). Спустя 50 дней на учеников сошел Дух Святой, божественное присутствие входит в их жизнь (Деян.2:1-21). Апостолы исполнили повеление Иисуса, и весть о воскресении Христовом, Его учение и слово звучит в мире до сего дня.

Суть Евангелия в том, что благодаря крестной жертве Иисуса каждый человек обретет жизнь вечную в день воскресения, когда со всеми людьми произойдет то же, что со Христом в момент воскресения (1 Ин.3:2). Иисус восходит на крест из любви, чтобы понести грехи людей и спасти мир, поэтому для христианства крест – символ Божьей любви к людям, которой они призваны подражать в своей жизни.

Благая весть христианства в том, что Слово, которым Бог творил мир, явилось обновить и спасти мир в лице Иисуса Христа, став Человеком, одним из нас. Искупив Своей кровью грех, Он воцарился над миром, и явится во славе в Последний День. Он есть «путь и истина и жизнь» (Ин.14:6); через Него люди познали Отца небесного и наследуют вечную жизнь.

Чтобы принять этот дар Божьей любви, уверовав в Евангелие, необходимо покаяться и принять крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа. Крещение означает, что человек, уверовавший во Христа, уже есть новое творение, ему оставляются его грехи жертвой Христовой, и дается новое рождение, жизнь вечная. Он становится гражданином Царства Божьего, членом Церкви Христовой, будущего человечества, которое раскроется в грядущем мире.

Центральное таинство Церкви Христовой – Евхаристия, суть которой – участие в Тайной вечере Христа. Уже сейчас, в этой временной жизни это таинство выражает наше участие в Царстве Божием, нашу победу над смертью. Есть и другие таинства Церкви – исповедь, венчание, соборование, которые призваны направить и укрепить человека на его пути следования за Христом. Главная же цель этого пути – очистив своё сердце, научиться любви, подражая Спасителю. Путем Христовым следовало множество людей, святых, которые принесли Богу великие плоды святости, и являются для нас учителями и примером.

Познавая любовь Божию, явленную во Христе, мы призваны делиться этой любовью и светом с окружающими людьми, чтобы они также пришли к спасению. Таков путь христианской веры.