Педагогика
Интерактивный метод просветительской работы катехизатора
Методика - совокупность приемов, методов обучения чему-либо, методов целесообразного проведения некоей работы, процесса, или же практического выполнения чего-либо. Технические приемы реализации метода с целью уточнения или верификации знаний об изучаемом объекте.
I
Интерактивный метод обучения. Применимость интерактивного метода обучения в просветительской деятельности прихода.
B данном параграфе в краткой форме опишем традиционный метод проведения обучения в рамках просветительской работы прихода, а также попытаемся дать описание активного метода проведения обучения, который на наш взгляд наиболее востребован в настоящее время (в реалиях доступности информации современного мира) и наиболее отвечает целям и задачам оглашения и катехизации.

II.1.1. Сравнение традиционной лекции с активной формой проведения лекции. В традиционной организации катехизических бесед в качестве способа передачи информации используется монологическая форма лекции, так называемый пассивный метод обучения. Основным источником обучения является опыт катехизатора. Слушатель только читает или слушает катехизатора, занимая позицию воспринимающего.

Для наглядности приведем схему традиционного обучения [1]:
Несмотря на привычную форму получения знаний, она имеет ряд серьезных недостатков. Исследование американских ученных Р. Карникау и Ф. Макэлроу показывают, что от пассивного участия в процессе обучения у слушателей результат усвоения информации низкий и приводит в скором времени к забыванию полученной информации.

Р. Карникау и Ф. Макэлроу в своем труде «Communication for the safety professional»[2] приводят такую статистку:
человек помнит -
10% прочитанного;
20% услышанного;
30% увиденного;
50% увиденного и услышанного;
80% того, что говорит сам;
90% того, до чего дошел в деятельности.

Традиционный метод передачи информации может быть оправдан лишь в случае недостатка информации о предмете беседы, невозможности ее получения иным способом, кроме как из уст катехизатора. В век цифровых технологий уже сложно себе представить такую область знания, информации о которой нет в глобальной сети.
Катехизатор использует материал для своих бесед, который не является оригинальным – Священное Писание и Священное Предание доступно каждому интересующемуся. Лекция катехизатора уникальна только в подаче этого материала, в логике изложения. Однако, при всей ценности этого – способность ясного и логичного выстраивания учебного материала есть признак высокого профессионализма лектора, - такая конструкция подачи материала в современном, информационно богатом и технологичном времени теряет свою актуальность. Конструирование своего собственного знания у современного человека связано с совершенно иными формами. Человек все реже отводит для своей памяти место для хранения информации (оценки этому можно давать разные, но отрицать наличие этого не приходится), технологии дают возможность человеку анализировать информацию со многих точек зрения, информация стала гораздо «демократичнее», проблемное поле стало шире - «сущность технологий и их влияние на образование должны стать серьезной темой исследований … как технологии могут влиять на мышление, ценности и деятельность человека, когда и как использовать технологии в личной и общественной жизни» [3].
Активный метод обучения исключает монолог катехизатора как единственного источника информации. Данный метод предполагает прямое взаимодействие между всеми сторонами обучения - каждый участник процесса обучения проявляет во время занятия учебную активность (катехизатор и слушатели). Лектор в этих условиях не столько источник информации, сколько модератор. Катехизатор модерирует процесс обучения, управляет взаимодействием между собой и слушателями, между разными слушателями внутри аудитории или между слушателями и электронным учебным материалом.
Сущность активной модели обучения предполагает не простое дополнение со стороны слушателей к сказанному лектором, что само по себе является важным компонентом обучения, но актуализацию их опыта и знаний, привнесения интеллектуального багажа слушателей в процесс обучения. Прекрасно эту мысль выражает А.А. Вербицкий: «Чтобы информация превратилась в знание, учащийся должен понять ее смысл, т. е. перестроить свои прошлый опыт с учетом полученного нового содержания в ситуациях, которые в этой информации отражены. Знание является подструктурой личности, включающей не только отражение предметов объективной действительности, но и действенное отношение к ним, личностный смысл усвоенного. Информация, усвоенная формально, как бы закрывает перед человеком возможности практического действия. Отсюда и возникает у обучающегося ощущение бессмысленности накопления информации впрок, бессмысленности процесса учения» [4].
Обучение, которое основывается на активном методе, характеризуют следующие утверждения:
1. Слушатель лучше усваивает материал, если он приближается к предмету изучения через свой собственный опыт.
2. Слушатель лучше усваивает материал, если катехизатор активно поддерживает его способ усвоения знаний. Это достигается тогда, когда между слушателем и предметом обучения располагается поле, которое вбирает в себя не только языковые действия.
3. Слушателю легче усвоить материал, если катехизатор: 1) организует подачу материала в доступной форме, 2) побуждает слушателя к высказыванию своего мнения и включает это мнение в обсуждение, даже если это мнение не совпадают с его собственной точкой зрения.
Слушатель при такой форме обучения имеет возможность высказать свое мнение, выслушать мнение другого участника обучения, согласиться или оспорить такое мнение и в этом процессе формировать знание о предмете беседы. Данная форма наиболее удачна для катехизических бесед в том смысле, что каждый выстраивает свое знание, на которое у него есть запрос, то есть выстраивает актуальное знание для него лично (в силу социального положения, возраста или пола).
В связи со всем выше сказанным, а также с учетом специфики огласительных и катехизических бесед, цель которых «помочь воцерковляющимся христианам в усвоении вероучения Церкви и в сознательном вхождении в ее молитвенную жизнь»[5], целесообразно проводить беседы со слушателями с использованием интерактивных методов обучения, которые бы заставляли обучающихся не просто пассивно воспринимать информацию, накопить некую сумму религиоведческих знаний о Церкви и жизни в ней христиан, но привести к актуализации этих знаний в своей жизни, сделать эти знания своими знаниями (в практическом смысле этого слова).
II.1.2. Интерактивный характер беседы. Огласительные и катехизические беседы касаются вопросов веры, свободного принятия истин православной веры, поэтому речь не может идти ни о каком принуждении, манипулировании. При этом отрицать и вычеркивать воспитательный элемент данных бесед (краеугольным камнем которых всегда остается аксиологический аспект) нельзя. Катехизатор должен ясно понимать разницу между первым и вторым. На катехизических беседах необходимо отказаться от шаблонных призывов, воздержаться от чрезмерного дидактизма, назидательности. На наш взгляд, в работе катехизатора приоритет должен отдаваться приемам опосредованного педагогического воздействия. На первый план аудиторной работы должны выдвигаться диалогические методы общения, совместный поиск ответов на поставленные вопросы.
Такие формы аудиторной работы в современной теории образования называют интерактивными.

Интерактивность – это взаимодействие или диалог (с человеком или, например, с компьютером). Отсюда, интерактивное обучение – диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающегося или обучающегося и средства обучения (обучающая программа, компьютер).

Данное взаимодействие характеризуется следующими особенностями:
- все участники образовательного процесса находятся в одном смысловом контексте;
- все участники образовательного процесса включены в единое проблемное предметное поле, объединены творческим поиском решения проблемы;
- все участники образовательного процесса «вооружены» одинаковыми средствами и методами решения вопроса/проблемы;
- все участники образовательного процесса имеют близкое эмоциональное состояние, близкие переживания, сопутствующие принятию и осуществлению решения вопросов/проблем.
Идеальной образовательной средой для такой формы аудиторной работы является такая организация, при которой все слушатели вовлечены в процесс познания, имеют возможность понять учебный материал, на основании своего опыта (и имеющегося знания) на него рефлектировать. Такая форма взаимодействия должна предполагать возможность индивидуального вклада в процесс познания, обмена мнениями, идеями, знаниями. Обязательным условием взаимодействия должна быть доброжелательная атмосфера между всеми участниками аудиторной работы.
Используя интерактивный метод обучения, слушатель оставляет статус пассивного слушателя, становясь полноправным участником образовательного процесса, имеющиеся у него знания и опыт становятся одним из источников учебного познания. В интерактивной форме ведения занятий активность слушателей и катехизатора становятся равными, катехизатор создает условия для поддержания инициативы слушателей.
При использовании данных форм обучения роль катехизатора меняется, она перестаёт быть центральной, катехизатор лишь регулирует, организует процесс образовательной работы. Участники обращаются к своему собственному опыту и опыту других людей, слушатели вступают во взаимодействие друг с другом, пытаются вместе решать поставленные задачи, преодолевать конфликты.
Нужно сделать оговорку, что при всех достоинствах интерактивного метода обучения данная форма аудиторной работы от катехизатора требует высокого профессионализма и организационных затрат.

Ниже приведем ряд правил, которыми должен руководствоваться катехизатор при проведении беседы:

1. в аудиторную работу должны быть вовлечены все слушатели;

2. катехизатор должен быть готов к тому, что не все слушатели психологически будут расположены к такой форме работы, поэтому всех участников беседы необходимо предупредить о такой форме проведении беседы и в ходе работы поощрять слушателей на активность с их стороны;

3. в самом начале беседы катехизатор должен «проинструктировать» слушателей, ознакомить их с неформальными правилами работы: слушатели должны проявлять друг ко другу терпимость, уважение, давать высказаться собеседнику, не перебивать, уважать достоинство каждого из участников работы;

4. не рекомендуется проводить интерактивные формы обучения в аудиториях, где количество участников превышает 25 человек.

Кроме правил для проведения интерактивного занятия необходим ряд условий:

1. доверительное отношение между слушателями и катехизатором;

2. «демократический» стиль ведения беседы катехизатором;

3. обязательное сотрудничество, а не соревнование между катехизатором и слушателями;

4. катехизатор должен опираться на личный опыт слушателей, включать в процесс обучения яркие примеры и образы из жизни слушателей;

5. слушателям должно быть предоставлено многообразие форм получения информации, должна быть обеспечена мобильность процесса образования.

В педагогической литературе можно найти целый ряд различных форм интерактивного метода ведения аудиторной работы. Если для катехизации, то есть для занятий с уже крещенными людьми, замотивированными к познанию, все эти формы применить можно (деловая игра, конференция, организованная дискуссия, работа с кейсами), то для работы с оглашаемыми не все интерактивные формы подойдут. Тем не менее, по нашему мнению, наиболее удачной формой проведения огласительной беседы и базовой формой катехизической беседы могут послужить объединенные формы диалогической лекции и лекции-визуализации.
II.1.3. Диалогическая лекция и лекция-визуализация как наиболее приемлемые формы проведения приходских катехизических бесед. «Выбор методов обучения определятся множеством факторов: смысловыми целями образования, особенностями учебного курса, целью урока, возможностями школьников, имеющимися средствами обучения и временем, предпочтениями учителя, особенностями используемой им дидактической системы»[6].

При выборе этих форм работы с аудиторией автор диссертации руководствовался следующим: диалоговая (сократовская) форма работы с аудиторией приходской катехизации наиболее полно отвечает самой катехизации, так как именно в диалоговой форме можно выяснить намерения человека, который готовится ко Крещению, вызвать у него предметные ассоциации со своей собственной жизнью, вызвать отклик и мотивацию в принятии христианского вероучения, христианской морали, разрешить вопросы слушателя, потому как именно такая форма в полной мере позволяет поставить вопросы и на них ответить. Визуализация же несет инструментальную помощь всему выше сказанному.
Диалогическая лекция является самой распространенной и простой формой активного метода включения слушателей в образовательный процесс. Данная форма предполагает непосредственной контакт катехизатора с аудиторией. Главным достоинством сократовской формы является привлечение внимания слушателей к важным вопросам, возможность увидеть уровень восприятия материала («обратная связь»), в связи с этим скорректировать темп изложения материала и само содержания беседы. Такая форма идеальна для небольших групп, так как ее суть в непосредственном контакте участников диалога.

При этом данные условия могут быть названы и недостатками такой формы, так как в условиях больших групп (более 25 человек) эффективность такой формы обучения снижается. Нужно отметить, что найденная «золотая середина» количества слушателей позволяет расширить круг мнений, сделать обсуждение интереснее, разнообразнее, богаче на живые примеры, что в свою очередь является ключом к активизации знаний самих слушателей.
Способы привлечения к участию в диалогической лекции. Главным приемом привлечения внимания и включением в работу является «система заранее заготовленных преподавателем проблемных и информационных вопросов, составляющих своеобразный «инструментальный ящик» преподавателя. Он извлекает из этого «ящика» те вопросы, которые необходимы в данный момент чтения лекции для достижения ее промежуточных и конечных целей»[7].
Опираясь на монографию Вербицкого А.А. «Активное обучение в высшей школе: контекстный подход» дадим определение информационному и проблемному вопросу. Информационный вопрос направлен на существующие знания слушателя, на его личный опыт, иначе говоря – на прошлое. Прием использования информационного вопроса позволяет актуализировать знания и опыт слушателя, включить в работу слушателя. В контексте заданной темы такой вопрос необходим для понимания «существа проблемы и начала умственной работы по ее разрешению». Проблемный вопрос направлен в будущее и касается поиска знания, которого у слушателя еще нет, а также на поиск новых для слушателя условий и способов действия. Проблемный вопрос «указывает на существо проблемы и на область поиска неизвестного проблемной ситуации». Использование приема проблемного вопроса опять-таки позволяет включить в работу слушателей, поднять интерес к учебному материалу, задеть «за живое».
Вопросы должны быть адресованы всей аудитории. Каждый слушатель имеет возможность ответить на вопрос, высказать свое мнение. Слушатель говорит со своего места. Как правило, каждая аудиторная группа делится на активных участников и на тех, кто занимает пассивную позицию. Катехизатор должен уметь оценить возможность привлечения к работе адресно, то есть понять, можно ли обратиться к тому или иному слушателю лично, попросив высказать его мнение или ответить на вопрос, не вызвая у него негативные чувства или чувства дискомфорта. Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы на них можно было ответить однозначно. Так сформулированные вопросы позволят сэкономить аудиторное время. Получив со стороны аудитории обратную связь в виде ответов и высказанных мнений, катехизатор должен быть способен скорректировать ход дальнейшей лекции в зависимости от единодушия или разногласия аудитории, выстроить последующий материал в наиболее понятном доказательном виде.
Простые и сложные (проблемные) вопросы должны чередоваться. Простые вопросы позволяют катехизатору сосредоточить внимание слушателей на отдельных аспектах темы. Продумывая ответ, слушатель должен прийти к тем выводам и обобщениям, которые катехизатор планирует сообщить в виде новых знаний. Так же формулировка своего собственного ответа позволяет слушателю понять важность обсуждаемой темы, в свою очередь, это повышает интерес и глубину восприятия материала слушателями.

Катехизатор не должен допускать такой ситуации, в которой вопросы останутся без ответа, если это только не прием повышения интереса к обсуждаемой теме - «тематическая интрига» - однако впоследствии ответ все равно должен быть дан.

Способом привлечения аудитории к работе, а также способом логического завершения и перехода между разделами лекции могут являться дискуссионные вопросы. Дискуссия – это взаимодействие катехизатора и слушателей, обмен мнениями по поставленному вопросу. В рамках лекции организовать полноценную дискуссию нет возможности, однако отвести для интересного и жизненного вопроса место для обмена мнениями возможно. Дискуссионный вопрос всегда вызывает сразу несколько разных ответов от слушателей, однако, как правило, не приводит к окончательному выбору наиболее правильного и потому создает благоприятную атмосферу для коллективной проработки решения вопроса и готовности слушать катехизатора, дающего ответ на дискуссионный вопрос. Дискуссионный вопрос позволяет оживить образовательный процесс, а также позволяет управлять коллективным мнением слушателей, использовать в качестве приема убеждения, корректировки ошибочного мнения некоторых слушателей. Необходимо отметить, что прием дискуссионного вопроса требует от катехизатора педагогического профессионализма и владения в полном объеме учебным материалом. Эффект от дискуссии достигается только при правильно подобранном вопросе и умелом управлении процессом дискуссии.
Дискуссионный метод имеет целый ряд положительных результатов работы. Слушатели охотнее примут точку зрения катехизатора, усвоят учебный материал скорее в ходе дискуссионного обсуждения, чем во время монолога лектора. Дискуссия позволяет обнаружить, насколько понятен данный слушателям материал в ходе беседы, насколько правильно этот материал ими используется. Есть у этой формы работы и возможные отрицательные эффекты. Слушатели могут неправильно определить область изучения, лекция может быть запутанной, а участник дискуссии может утвердиться в своем неправильном мнении, а не изменить его.
В качестве промежуточного вывода приведем те характеристики вопросов, которые позволяют учебный материал лекции развернуть в проблемном ключе:

1. вопрос отражает результат предшествующих размышлений над поставленной проблемой, позволяет отделить понятное от непонятного, известного от неизвестного;
2. позволяет очертить проблемный круг, направить в нужную область поиска пока еще неизвестной информации;
3. позволяет организовать познавательную деятельность слушателя, тем самым являясь одновременно фактором управления учебной деятельностью;
4. вопрос является средством вовлечения слушателя в диалогическое общение и совместную с катехизатором мыслительную деятельность по достижению образовательных катехизических целей.
Другим возможным способом включения в аудиторную работу слушателей является прием разбора конкретных ситуаций. Прием очень похож на дискуссионный вопрос с тем только отличием, что предметом обсуждения будет не вопрос, а конкретная ситуация. Как правило, ситуация подается либо в устной форме, либо в форме изобразительного сюжета, либо в коротком видеоролике. Содержание ее должно быть кратким, но достаточно ясным и информативным для возможности оценки и обсуждения. Слушатели ситуацию разбирают сообща, высказывают свое мнение. Катехизатор должен направлять обсуждение в соответствии с заданными образовательными задачами. Такое направление осуществляется посредством уточняющих вопросов, заострения внимания на деталях разбираемой ситуации. Опираясь на наиболее верные ответы, катехизатор ненавязчиво должен подвести обсуждение к коллективному выводу. Разбираемые ситуации должны быть подобраны сообразно опыту и объему знаний слушателей, чтобы они имели возможность, уже имеющимся багажом знания и опыта, апеллировать к нему во время обсуждения.
Другой рекомендуемой формой проведения активной аудиторной работы является визуализация учебного материала. Как свидетельствует целый ряд отечественных исследований «наглядность не только способствует более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, но и позволяет активизировать умственную деятельность, глубже проникнуть в сущность изучаемых явлений»[8]. Визуальный образ есть концентрированное содержание информации. При обращении к визуальному образу это содержание может быть развернуто и должно послужить практическим и мыслительным действиям. Как уже было сказано, изображение может способствовать созданию проблемной ситуации, разрешение которой осуществляется в процессе общего обсуждения данного изображения. Стоит отметить, что подбор изображений для наглядности во время лекции - задача, требующая не малых творческих усилий катехизатора, его педагогической прозорливости. Лектор должен использовать такие формы наглядности, которые не просто служат неким дополнением к его вербальной подачи материала, но изображение должно само носить в себе значительный объем содержательной информации, иначе говоря, изображение должно быть избыточно информативным. Задачей катехизатора в данной форме является перекодирование учебного материала в визуальную форму для представления ее перед слушателями. В арсенале катехизатора должен быть целый ряд форм наглядности – натуральный, изобразительный и символический. Использование этих форм или группы форм должно быть адекватно учебному материалу и носить характер ясности.
Работа с визуальными формами в плане педагогического приема во многом повторяет те требования, которые были даны выше при описании диалоговой формы лекции, работы со всеми формами вопросов и конкретных учебных ситуаций. В работе с этой формой катехизатор также не присваивает себе роль эксперта, не несет заранее подготовленных ответов, не дает подготовленной оценки визуальному образу, но в качестве модератора участвует в формировании этих оценок, выводов, общений у слушателей в процессе совместного обсуждения, обмена мнениями. Здесь также важен имеющийся опыт участника обсуждения и его предыдущие познания. Слушателям (особенно это актуально для огласительных бесед) материал, даваемый катехизатором, может показаться устарелым, а истины, даваемые во время беседы, аксиологическим антикварным коллекционированием. Для разрушения такого впечатления большой объем визуализации учебного материала должен быть актуален современным проблемам и темам. Например, образ иллюстрирующий заповедь, данную несколько тысячелетий назад, должен быть современен слушателю. Связь с темой, далекой по времени от слушателя, обеспечивается за счет введения визуального образа в актуальный, современный контекст – социальный и личный. Для достижения такого эффекта катехизатор должен не только дать собственную интерпретацию образу, но пригласить к толкованию, высказыванию своего собственного мнения и аудиторию. Такой обмен мнениями строится на персональном опыте слушателей. Такая основанность на персональном жизненном опыте является ключом для опыта переживания такого смыслового наполнения, которое вложил катехизатор в визуальный образ. Катехизатор должен быть готов к возможной импровизации при разборе визуального образа так же, как и к работе с возможной негативной реакцией на изображение. Такой риск связан с тем, что работа с визуальным образом способна вызвать эмоциональное переживание у слушателей. Профессиональный лектор способен такое переживание направить в конструктивное образовательное русло. Такое переживание есть свидетельство включенности слушателей в работу и их активной реакции на аудиторную работу.
Описав основные принципы педагогической работы катехизатора в аудитории, необходимо более обстоятельно изложить подбор материала к беседам. Данному разбору будет посвящен отдельный параграф данной главы.
II
Современные информационные средства образования.
Человек сегодняшнего дня несется в потоках информации. Ему доступны для легкого поиска («в один клик») такие объемы и области знания, которые раньше добывались путем мучительного, напряженного умственного труда. Сегодня любой человек через монитор компьютера или смартфона может заглянуть в глубины океана или посмотреть на Землю из космоса. Однако мы видим, что иллюзия доступности знания (через простое обращение к интернету) постепенно пропадает. Недостаточно это знание найти. Это знание необходимо систематизировать, сделать удобным для восприятия и понимания. В информационном потоке начинает цениться та информация, которая выверена, организованна, экспертна и имеет целостность. Систематизация знания, - несмотря на кажущуюся доступность этого знания,- огромный труд.

Родилось и выросло поколение «digital native» (примерно можно перевести: коренной житель цифрового общества, человек, родившийся в цифровом обществе, «цифровое поколение»): люди среднего и молодого возраста воспринимают мир по-другому. Если катехизатор – молодой человек, то ему не понять и не оказать должного внимания человеку пожилому. Если катехизатор – человек пожилого возраста, без специального педагогического образования, то ему очень трудно найти общий язык с теми молодыми, кто приходит в храм. Поэтому Церковный Стандарт по подготовке катехизаторов и ставит задачу развития определенных компетенций, которыми катехизатор должен владеть, независимо от образования и возраста.

Катехизатор и оглашаемый наравне имеют свободный доступ к открытой электронной среде: это значит, что катехизатор - не единственный, кто имеет доступ к информационно-образовательной среде, т.е. всегда возможна проверка на качество, всегда есть замена.

В качестве оглашаемых чаще выступают люди молодые, а в качестве катехизатора – люди среднего и пожилого возраста. Складывается ситуация такая, что оглашаемые легче находят нужную информацию в Интернете. У людей среднего и старшего возраста нет системы знаний в области информатики, они не могут быстро ориентироваться в социальных сетях, сайтах.

Молодые люди пользуются Интернетом ежедневно, возрастные люди пользуются по мере надобности, т.е. не систематически.

Но главное противоречие заключено не между людьми. Главное противоречие ‒ между наличием электронного образовательного контента и неразработанностью теоретических, дидактических и методических условий его применения, отсутствием интерактивных методик обучения катехизису в информационно-образовательной среде.

Поэтому разработка универсального интерактивного пособия для проведения огласительных бесед и послекрещальной катехизации целесообразна и практически значима. Проект настоящей диссертации состоит в попытке объединить в себе методы аудиторной работы лектора с современными информационными и коммуникационными средствами обучения. «Существует общепринятое мнение, что цифровые технологии должны играть ключевую роль в непрерывном обучении – от использования компьютеров в школе, колледже и университете до виртуального предоставления курсов и прохождения стажировки онлайн. Цифровые технологии также признаны важными составляющими «неформальных» способов обучения, которые стимулируются общими интересами и хобби вне формального учебного плана. Цифровые технологии – неотъемлемый и привычный компонент образовательных мероприятий во всем мире»[9]. Ничто не заменит живого общения с лектором и групповое обсуждение, но используя современные информационные технологии такая работа будет разнообразнее и информационно богаче. Задача, которая ставится перед презентуемым проектом, состоит в создании таких условий, в которых слушатель приходских бесед мог без потери своего времени и интереса к изучаемому предмету найти в самой доступной сегодня форме – в форме web-контента - систематизированную и цельную информацию о том, что он вместе со слушателями и катехизатором обсуждает на огласительных, катехизических или евангельских встречах. Необходимо понимать, что «эффективность использования мультимедийных средств в открытом и дистанционном образовании зависит от множества факторов, часть из которых относится непосредственно к сущности мультимедийных технологий, а часть связана с различными педагогическими задачами и организационной средой, в которой они используются»[10]. На наш взгляд, объединение этих форм позволит в какой-то части разгрузить аудиторные часы работы со слушателями в пользу совместной работы по усвоению материала, а также предоставит слушателю возможность для самостоятельной работы в поиске информации, обогащения имеющегося у него знания или повторения пройденного учебного материала.

Очень точно сформулированы этапы проектирования, разработки и внедрения образовательных проектов на одной зарубежной конференции, посвященной применению мультимедийных средств в образовании. Работа включает в себя не только педагогические и дидактические аспекты, но и технические аспекты. Приведем эти этапы:

«(a) Формирование концепции, которое включает в себя проведение исследований и выбор значимых аспектов, что обеспечивает получение качественного пособия, которое соответствует заявленным целям.

(b) Стадия разработки - реализация проекта с применением инструментов и методов, которые лучше всего удовлетворяют типу пособия, определенного на предыдущей стадии.

(c) Стадия тестирования и проверки, которая дает возможность убедиться, что пособие соответствует заявленным целям с учетом различных аспектов, которые должны быть проанализированы (технический, дидактический, эстетический и т.д.).

(d) Наконец, стадия внедрения и применения, на которой особое внимание уделяется аспектам, связанным с презентацией пособия и его дальнейшим применением, и распространением в тех условиях, для которых оно было создано»[11].

II.2.1. Информационно-образовательная среда в контексте катехизации. Информационно-образовательная среда (ИОС) - совокупность средств и условий для успешного развития информационного взаимодействия образовательного назначения между обучающимися, обучающим (в нашем случае - между оглашаемыми и катехизатором) и интерактивными средствами.

Основные элементы информационно-образовательной среды катехизации: 1) текст; 2) изображения; 3) аудио-информация; 4) видео-информация; 5) интернет-словари и энциклопедии; 6) интернет-библиотеки; 7) образовательные порталы; 8) сайты, посвященные персоналиям.

Информационно-образовательная среда катехизации на основе интернет-ресурсов обеспечивает свободный доступ:

к церковным текстам, материалам для их комментирования, анализа и интерпретации;

к современным научным теориям;

к текстам, которые трудно найти на бумажном носителе и др.

Учебно-методическое обеспечение реализации катехизаторской деятельности опирается на:

информационную поддержку образовательной деятельности оглашаемых и катехизаторов на основе информационно-коммуникативных технологий;

укомплектованность печатными и электронными образовательными ресурсами по катехизации.

Катехизация как особый способ познания мира и формирования ценностных ориентиров личности невозможна без учета специфики предметной (в нашем случае - катехизаторской) информационно-образовательной среды.

В свете решения задач, поставленных председателем Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополитом Ростовским и Новочеркасским Меркурием, о создании на каждом приходе своего сайта, а также для успешного дистанционного обучения катехизаторов на приходах, необходимо создавать компьютерные кабинеты и готовить людей, которые смогут в этих кабинетах работать.

В кабинете должны быть:

высокоскоростной Интернет;

компьютер с монитором и программным обеспечением; факс, сканер и копировальный аппарат;

принтер, колонки, сетевой адаптер, веб-камера.

Безусловно, наличие оборудованного кабинета требует грамотного сотрудника, который владеет интернет-технологиями.
[1] Вербицкий А.А., Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. Пособие. – М.: Высш. шк., 1991. – 207 с.: ил., С. 53
[2] Karnikau R., McElroy F. Communication for the safety professional. – Chicago, 1975
[3] Michael P. Clough, Joanne K. Olson, Dale S Niederhauser, The Nature of Technology: Implications for Learning and Teaching, Sense publishers, 2013, с. 450, С. 2
[4] Вербицкий А.А., Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. Пособие. – М.: Высш. шк., 1991. – 207 с.: ил., С. 55
[5] Практическое руководство катехизатора. — Вып. 1. — М.: Фонд сохранения духовно-нравственной культуры «Покров», 2014. — 140 с.
[6] Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 352 с., С. 266
[7] Вербицкий А.А., Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. Пособие. – М.: Высш. шк., 1991. – 207 с.: ил., С. 109
[8] Вербицкий А.А., Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. Пособие. – М.: Высш. шк., 1991. – 207 с.: ил., С. 110
[9] Neil Selwyn, Education in a Digital World: Global Perspectives on Technology and Education Routledge, 2013, С. 5
[10] Mishra, Sanjaya , Interactive Multimedia in Education and Training, Idea Group Inc (IGI), 2004 г. с. 434, С. 30
[11] Media in Education: Results from the 2011 ICEM and SIIE joint Conference, António Moreira, Otto Benavides, Antonio Jose Mendes Springer Science & Business Media, с.106, С. 29