Человек сегодняшнего дня несется в потоках информации. Ему доступны для легкого поиска («в один клик») такие объемы и области знания, которые раньше добывались путем мучительного, напряженного умственного труда. Сегодня любой человек через монитор компьютера или смартфона может заглянуть в глубины океана или посмотреть на Землю из космоса. Однако мы видим, что иллюзия доступности знания (через простое обращение к интернету) постепенно пропадает. Недостаточно это знание найти. Это знание необходимо систематизировать, сделать удобным для восприятия и понимания. В информационном потоке начинает цениться та информация, которая выверена, организованна, экспертна и имеет целостность. Систематизация знания, - несмотря на кажущуюся доступность этого знания,- огромный труд.
Родилось и выросло поколение «digital native» (примерно можно перевести: коренной житель цифрового общества, человек, родившийся в цифровом обществе, «цифровое поколение»): люди среднего и молодого возраста воспринимают мир по-другому. Если катехизатор – молодой человек, то ему не понять и не оказать должного внимания человеку пожилому. Если катехизатор – человек пожилого возраста, без специального педагогического образования, то ему очень трудно найти общий язык с теми молодыми, кто приходит в храм. Поэтому Церковный Стандарт по подготовке катехизаторов и ставит задачу развития определенных компетенций, которыми катехизатор должен владеть, независимо от образования и возраста.
Катехизатор и оглашаемый наравне имеют свободный доступ к открытой электронной среде: это значит, что катехизатор - не единственный, кто имеет доступ к информационно-образовательной среде, т.е. всегда возможна проверка на качество, всегда есть замена.
В качестве оглашаемых чаще выступают люди молодые, а в качестве катехизатора – люди среднего и пожилого возраста. Складывается ситуация такая, что оглашаемые легче находят нужную информацию в Интернете. У людей среднего и старшего возраста нет системы знаний в области информатики, они не могут быстро ориентироваться в социальных сетях, сайтах.
Молодые люди пользуются Интернетом ежедневно, возрастные люди пользуются по мере надобности, т.е. не систематически.
Но главное противоречие заключено не между людьми. Главное противоречие ‒ между наличием электронного образовательного контента и неразработанностью теоретических, дидактических и методических условий его применения, отсутствием интерактивных методик обучения катехизису в информационно-образовательной среде.
Поэтому разработка универсального интерактивного пособия для проведения огласительных бесед и послекрещальной катехизации целесообразна и практически значима. Проект настоящей диссертации состоит в попытке объединить в себе методы аудиторной работы лектора с современными информационными и коммуникационными средствами обучения. «Существует общепринятое мнение, что цифровые технологии должны играть ключевую роль в непрерывном обучении – от использования компьютеров в школе, колледже и университете до виртуального предоставления курсов и прохождения стажировки онлайн. Цифровые технологии также признаны важными составляющими «неформальных» способов обучения, которые стимулируются общими интересами и хобби вне формального учебного плана. Цифровые технологии – неотъемлемый и привычный компонент образовательных мероприятий во всем мире»[9]. Ничто не заменит живого общения с лектором и групповое обсуждение, но используя современные информационные технологии такая работа будет разнообразнее и информационно богаче. Задача, которая ставится перед презентуемым проектом, состоит в создании таких условий, в которых слушатель приходских бесед мог без потери своего времени и интереса к изучаемому предмету найти в самой доступной сегодня форме – в форме web-контента - систематизированную и цельную информацию о том, что он вместе со слушателями и катехизатором обсуждает на огласительных, катехизических или евангельских встречах. Необходимо понимать, что «эффективность использования мультимедийных средств в открытом и дистанционном образовании зависит от множества факторов, часть из которых относится непосредственно к сущности мультимедийных технологий, а часть связана с различными педагогическими задачами и организационной средой, в которой они используются»[10]. На наш взгляд, объединение этих форм позволит в какой-то части разгрузить аудиторные часы работы со слушателями в пользу совместной работы по усвоению материала, а также предоставит слушателю возможность для самостоятельной работы в поиске информации, обогащения имеющегося у него знания или повторения пройденного учебного материала.
Очень точно сформулированы этапы проектирования, разработки и внедрения образовательных проектов на одной зарубежной конференции, посвященной применению мультимедийных средств в образовании. Работа включает в себя не только педагогические и дидактические аспекты, но и технические аспекты. Приведем эти этапы:
«(a) Формирование концепции, которое включает в себя проведение исследований и выбор значимых аспектов, что обеспечивает получение качественного пособия, которое соответствует заявленным целям.
(b) Стадия разработки - реализация проекта с применением инструментов и методов, которые лучше всего удовлетворяют типу пособия, определенного на предыдущей стадии.
(c) Стадия тестирования и проверки, которая дает возможность убедиться, что пособие соответствует заявленным целям с учетом различных аспектов, которые должны быть проанализированы (технический, дидактический, эстетический и т.д.).
(d) Наконец, стадия внедрения и применения, на которой особое внимание уделяется аспектам, связанным с презентацией пособия и его дальнейшим применением, и распространением в тех условиях, для которых оно было создано»[11].
II.2.1. Информационно-образовательная среда в контексте катехизации. Информационно-образовательная среда (ИОС) - совокупность средств и условий для успешного развития информационного взаимодействия образовательного назначения между обучающимися, обучающим (в нашем случае - между оглашаемыми и катехизатором) и интерактивными средствами.
Основные элементы информационно-образовательной среды катехизации: 1) текст; 2) изображения; 3) аудио-информация; 4) видео-информация; 5) интернет-словари и энциклопедии; 6) интернет-библиотеки; 7) образовательные порталы; 8) сайты, посвященные персоналиям.
Информационно-образовательная среда катехизации на основе интернет-ресурсов обеспечивает свободный доступ:
к церковным текстам, материалам для их комментирования, анализа и интерпретации;
к современным научным теориям;
к текстам, которые трудно найти на бумажном носителе и др.
Учебно-методическое обеспечение реализации катехизаторской деятельности опирается на:
информационную поддержку образовательной деятельности оглашаемых и катехизаторов на основе информационно-коммуникативных технологий;
укомплектованность печатными и электронными образовательными ресурсами по катехизации.
Катехизация как особый способ познания мира и формирования ценностных ориентиров личности невозможна без учета специфики предметной (в нашем случае - катехизаторской) информационно-образовательной среды.
В свете решения задач, поставленных председателем Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополитом Ростовским и Новочеркасским Меркурием, о создании на каждом приходе своего сайта, а также для успешного дистанционного обучения катехизаторов на приходах, необходимо создавать компьютерные кабинеты и готовить людей, которые смогут в этих кабинетах работать.
В кабинете должны быть:
высокоскоростной Интернет;
компьютер с монитором и программным обеспечением; факс, сканер и копировальный аппарат;
принтер, колонки, сетевой адаптер, веб-камера.
Безусловно, наличие оборудованного кабинета требует грамотного сотрудника, который владеет интернет-технологиями.