Беседа вторая
Содержание
1. Новый Завет
2. Иисус Христос
3. Иоанн Креститель и крещение Иисуса
4. Проповедь Иисуса
5. Изгнание торгующих из Храма и распятие Иисуса
6. Крестная жертва
7. Воскресение Христово
8. Христос и новое творение
9. Церковь
10. Таинства Церкви
11. Заключение
12. Тесты и дополнительная литература
Согласно христианской вере, замысел Божий о мире и его спасении осуществляется в Господе Иисусе Христе, от рождения Которого мы ведем отсчет нашей эры. О Христе и Его учении мы узнаем из книг Нового Завета, которые были составлены Его учениками.

Иисус Христос отличается от всех других учителей и пророков. Учителя и пророки передают открытое им Слово Божие, Иисус же и есть Само это Слово – предвечное и божественное, Которое стало Человеком – чтобы приобщить нас жизни вечной и осуществить цель творения. В этом – сердцевина Евангелия, и вместе с тем его главная тайна.

Христос вышел на проповедь в возрасте около 30 лет. Он говорил, что приблизилось время обновления мира, и призывал к покаянию, исцеляя многих болящих и бесноватых. Он учил, что главным в законе является любовь к Богу и ближнему, и призывал иметь милосердие даже к своим врагам. После конфликта в иерусалимском Храме, где Иисус остановил жертвоприношение, чтобы призвать народ к покаянию, первосвященники, религиозные лидеры народа, арестовали Его и добились Его казни. Иисуса распяли на кресте, как политического преступника. Это произошло, когда в Иудее правил римский префект Понтий Пилат.

Но, согласно Евангелию, Иисус предвидел Свою смерть в Иерусалиме, Он шел к ней сознательно и добровольно, поскольку видел в ней исполнение спасительного замысла Бога о мире. Перед Своим арестом, на Тайной вечере Христос открыл ученикам, что Его смерть имеет жертвенный смысл, Он умирает за грехи мира.

И на третий день после распятия Иисус явился ученикам живым, но Он не просто вернулся к земной жизни, Он воскрес – для жизни вечной, победив смерть. Иисус сказал, что ученики должны возвестить об этом всем народам, и призвать их в Его Царство, научив праведности (Мф.28:18-20). Невидимо Он будет среди них, но явным образом Он придет в мир во второй раз, уже во славе Божией, в сопровождении ангельских сил, чтобы совершить воскресение и Последний Суд (Мф.24:29-31). Спустя 50 дней на учеников сошел Дух Святой, божественное присутствие входит в их жизнь (Деян.2:1-21). Апостолы исполнили повеление Иисуса, и весть о воскресении Христовом, Его учение и слово звучит в мире до сего дня.

Суть Евангелия в том, что благодаря крестной жертве Иисуса каждый человек обретет жизнь вечную в день воскресения, когда со всеми людьми произойдет то же, что со Христом в момент воскресения (1 Ин.3:2). Иисус восходит на крест из любви, чтобы понести грехи людей и спасти мир, поэтому для христианства крест – символ Божьей любви к людям, которой они призваны подражать в своей жизни.

Благая весть христианства в том, что Слово, которым Бог творил мир, явилось обновить и спасти мир в лице Иисуса Христа, став Человеком, одним из нас. Искупив Своей кровью грех, Он воцарился над миром, и явится во славе в Последний День. Он есть «путь и истина и жизнь» (Ин.14:6); через Него люди познали Отца небесного и наследуют вечную жизнь.

Чтобы принять этот дар Божьей любви, уверовав в Евангелие, необходимо покаяться и принять крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа. Крещение означает, что человек, уверовавший во Христа, уже есть новое творение, ему оставляются его грехи жертвой Христовой, и дается новое рождение, жизнь вечная. Он становится гражданином Царства Божьего, членом Церкви Христовой, будущего человечества, которое раскроется в грядущем мире.

Центральное таинство Церкви Христовой – Евхаристия, суть которой – участие в Тайной вечере Христа. Уже сейчас, в этой временной жизни это таинство выражает наше участие в Царстве Божием, нашу победу над смертью. Есть и другие таинства Церкви – исповедь, венчание, соборование, которые призваны направить и укрепить человека на его пути следования за Христом. Главная же цель этого пути – очистив своё сердце, научиться любви, подражая Спасителю. Путем Христовым следовало множество людей, святых, которые принесли Богу великие плоды святости, и являются для нас учителями и примером.

Познавая любовь Божию, явленную во Христе, мы призваны делиться этой любовью и светом с окружающими людьми, чтобы они также пришли к спасению. Таков путь христианской веры.

1
Новый Завет
Иисус Христос –
Спаситель мира
Замысел Божий о мире и его спасении осуществляется в Господе Иисусе Христе,
от рождения Которого мы ведем отсчет нашей эры.
Новый Завет
Ученики Иисуса изложили основы христианской веры в 27 книгах, которые составляют вторую часть Библии – Новый Завет. Об учении, жизни и служении Иисуса Христа повествуется в книге, которая называется Евангелие
(греч. «евангелие» – благая весть). Евангелий в Новом Завете
четыре – от Матфея, Марка, Луки и Иоанна.
1. Новый Завет.
Согласно христианской вере, замысел Божий о мире и его спасении осуществляется в Господе Иисусе Христе, от рождения Которого мы ведем отсчет нашей эры. Он жил и учил 2000 лет назад на территории современной Палестины, которая в то время находилась под властью Римской империи. Церковь верит и исповедует, что Он и есть Мессия, о котором предсказывали древние еврейские пророки.

Ученики Иисуса Христа, апостолы (греч. «апостол» – посланник), которым Он дал поручение проповедовать всем народам земли (Мф.28:19-20), первоначально учили устно, как свидетели произошедших событий, хранившие в памяти наставления и заповеди Иисуса. Но, когда очевидцы и непосредственные ученики Христа стали один за другим уходить из этой жизни – как правило, по причине гонений на них, – их свидетельство было зафиксировано в письменной форме, на греческом языке. Книги, написанные учениками Иисуса Христа в 1 в.н.э., образуют второй раздел Священного Писания – Новый Завет. В состав Нового Завета входит 27 книг.

Об учении, жизни и служении Иисуса Христа повествуется в книге, которая называется Евангелие (греч. «евангелие» – благая весть). Евангелий в Новом Завете четыре – от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Каждое из них имеет свои особенности, поскольку они были обращены к разным аудиториям: Матфей явно писал, имея в виду иудеев, а Марк и Лука – язычников, поэтому авторы по-разному ставили акценты в раскрытии каких-то тем, но в плане содержания они совершенно едины – в них единый и узнаваемый образ Христа, Его учения и совершенного Им дела.


2
Иисус Христос
Иисус принадлежал семье потомков рода царя Давида,
и жил примерно до 30 лет в палестинском городке Назарет,
занимаясь строительным ремеслом.
Рождение от Марии Девы и Духа Святого
Иисус рождается чудесным образом: от Девы Марии и Духа Святого без участия мужа. Действие Духа обозначает творческий акт Бога, – как при сотворении мира и при создании первого человека, Адама (Быт.2:7). Иисус есть новый Адам, пришедший в мир, чтобы исцелить ветхого Адама от греха и смерти
и положить начало новому человечеству.
Христос – воплощенное Слово Творца
Пророки и учителя передают людям Слово Творца, Иисус же и есть Само это Слово, Которым Бог сотворил мир, воплощенное в творении и в Священном Писании: «и Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин.1:14). В этом – сердцевина Евангелия, и вместе с тем его главная и непостижимая тайна.
Символ веры о Христе
«Верую… во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотвшагося от
Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася».

2. Иисус Христос.
Иисус принадлежал семейству потомков обедневшего царского рода (Мф.1:1-16). Примерно до возраста 30 лет Он вел совершенно обычный образ жизни, занимался ремеслом (Мк.6:3) и проживал в крохотной деревушке Назарет. Он был таким же, как и все остальные люди, за исключением двух моментов, о которых следует сказать отдельно.

Во-первых, Его рождение носило удивительный и таинственный характер, Евангелие повествует, что Иисус был зачат действием Бога, без участия мужа, от Духа Святого, от девы Марии. Муж Марии, Иосиф, когда они еще были обручены, обнаружил, что она беременна, и, как человек милосердный, хотел расторгнуть помолвку без позора, не объявляя причин. Но в сновидении ему было открыто, чтобы он принял младенца, и дал ему имя Иисус, поскольку Он зачат Духом Святым и призван спасти мир от греха (евр. «Иисус» переводится как «спасение») (Мф.1:18-25).

Действие Духа при рождении Иисуса обозначает творческий акт Бога, - как при сотворении мира и при создании первого человека, Адама (Быт.2:7), которого Господь создал из праха земного и «вдунул в лице его дыхание жизни». Зачатие Иисуса от Духа Святого означает, что обновление мира началось, Он есть новый Адам, пришедший в мир, чтобы исцелить ветхого Адама от греха и смерти, и осуществить цель творения. Рождество Христово в понимании Церкви есть событие огромной важности, это начало нового творения, нового мира, начало спасения. Чудесный характер рождения Иисуса составлял семейную тайну, известно об этом было лишь Марии и Иосифу, в глазах же окружающих Иисус был сыном Иосифа.

Скажем о другом, наиболее значимом отличии Иисуса от остальных людей, от всех остальных учителей и пророков. Пророки передают людям Слово Творца, обращенное к ним через откровение, учителя передают это же Слово, постигнутое с помощью разума и научения. Иисус же есть Само это Слово, открытое ветхозаветным пророкам и разуму языческих мудрецов - как сказано об этом в Евангелии от Иоанна: «и Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин.1:14). Согласно христианской вере, Слово предвечное и божественное, неотделимое от Бога, Которым Бог сотворил мир и являет Себя миру, воплощенное в творении и в Священном Писании, воплотилось в личности конкретного человека – Иисуса Христа, Его словах и деяниях (Ин.1:1-18).

В этом – самая сердцевина Евангелия, и вместе с тем – самая его главная и непостижимая тайна. Ведь это означает, что Беспредельный и Вечный рождается во времени, в человеческом мире, полном ограничений; Бесстрастный принимает человеческое бытие, связанное со страданием, алчет и жаждет, испытывает гнев, радость, страх, и прочие человеческие чувства; Всеведущий, знающий всякую вещь и всякое сердце, принимает человеческое ограниченное знание, учится ходить, говорить, «преуспевает в премудрости» как и все люди (Лк. 2:52). Иисус – человек в полном смысле этого слова, во всем подобный нам, «кроме греха» (Евр. 4:15) – с телом и душой, разумом и чувствами, испытывающий страдание и удовольствие, радость и печаль, разделяющий нашу судьбу; и, вместе с тем, вечное Божественное Слово, Которым стоит этот мир, и через Которое всякий человек познает Отца небесного (Мф.11:27).

Символ веры говорит об Иисусе Христе так: «Верую… во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотвшагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася».

3
Иоанн Креститель и крещение Иисуса
Иоанн Креститель
Когда Иисусу было около 30 лет, Он пришел к великому пророку, учившему в то время, Иоанну Крестителю (Лк.3:23). Иоанн проповедовал, что приходит время спасения и обновления мира. Избранный народ призван послужить Господу, чтобы принести язычникам свет веры – но он к этому не готов по причине множества грехов, и поэтому должен покаяться. Тех, кто каялся, в знак восстановления отношений с Богом, Иоанн крестил – погружал в воды реки Иордан.
Одним из них был Иисус.
Крещение Иисуса
Для чего Иисус приходит к Иоанну, ведь у Него не было грехов? Входя в воды Иордана, Он отождествил Себя с каждым грешным человеком – чтобы разделить его судьбу. Он встает на путь, который приведет Его на крест, и за этим следует ответ небес, подтверждающий истинность Его пути. В момент крещения Ему отверзлись небеса и Он увидел, как на Него с небес сходит Дух Божий, подобно птице, и услышал глас Отца небесного: "Ты Сын Мой возлюбленный,
в Тебе Мое благоволение" (Мк.1:10-11).

3. Иоанн Креститель и крещение Иисуса.
Когда Иисусу было около 30 лет, Он пришел к известному наставнику, учившему в то время, последнему из великих ветхозаветных пророков, Иоанну Крестителю (Лк.3:23). Иоанн проповедовал Израилю покаяние (Мф.3:1-12). Он возвещал, что «приблизилось Царство Божие», приходит время спасения и обновления мира. Избранный народ призван в этот момент послужить Господу, чтобы принести язычникам свет веры – но он к этому не готов, уклонился от своего предназначения по причине множества грехов, - и поэтому должен покаяться, принести плоды праведности. Если же этого не случится, его ожидает судьба дерева, не приносящего плодов: оно не приносит садовнику пользы, и его срубают; избранные утратят свое место в Божьем Промысле. Но Господь все равно осуществит Свой замысел: Иоанн говорил, что после него придет ожидаемый Помазанник, Мессия, который совершит обновление мира Духом Святым.

К Иоанну собирались люди со всей Палестины, каялись и исповедовали свои грехи, и пророк в знак восстановления отношений с Богом крестил их, - погружал в воды реки Иордан (греч. «баптисма» – крещение, буквально переводится как «погружение»). И среди тех, кто пришел к Иоанну креститься, был Иисус (Мф.3:13).

Иоанн, как пророк, понял, что перед ним Мессия, и отказался Его крестить – ведь Он не имел никакого греха. На это Иисус ответил, что такова воля Господа, и Иоанн Его крестил (Мф.3:14-15). И когда Иисус выходил из вод Иордана – Ему было видение: Он видит, как отверзаются небеса и на Него с небес сходит Дух Божий, подобно птице, и слышит глас Отца небесного: "Ты Сын Мой возлюбленный, в Тебе Мое благоволение" (Мк.1:10-11; Лк.3:21-22; Мф.3:16-17).

Для чего Иисус принял крещение от Иоанна, ведь Он не имел нужды в покаянии? Это был осознанный шаг со стороны Иисуса. Ведомый внутренним знанием, Он приходит к Иоанну на Иордан, и помещает Себя в ситуацию грешника, отождествляя Себя с Израилем и всем грешным человечеством, чтобы разделить его судьбу. Это был символический акт, в котором Иисус принимает Свое призвание, волю Отца небесного, встает на путь, который приведет Его на крест. И когда Он делает этот шаг – следует ответ небес, глас Божий свидетельствует об истинности выбранного пути, что Иисус есть Тот, кто принесет миру спасение. Сошествие же Духа означает помазание, посвящение на мессианское служение, знак царской власти Иисуса.

Христианство учит подражать Христу: если человек, как Иисус в крещении, принимает волю Божию, даже если это включает в себя страдания и скорби, ему отверзаются небеса, и он становится чадом Божьим.

4
Проповедь Иисуса
Учение Иисуса Христа
Иисус Христос учил, что Царство Божие принадлежит людям, имеющим смирение, кротость, милосердие и чистоту сердца (Мф.5:3-10). Главными в законе являются заповеди о любви к Богу и о любви к ближнему (Мф.22:35-40). Иисус наставлял не причинять ближнему зла, и словом и мыслью, и даже в своем враге видеть творение Божие, иметь к нему любовь, какую имеет к нему Бог (Мф.5:21-48).
Реакция на проповедь Иисуса
Учителей и ревнителей закона возмущало, что Иисус, переходя религиозные ограничения, исцелял в субботу и общался с грешниками, чтобы принести им слово спасения (Мф.9:9-12). Они убеждали народ, что Иисус учит отступлению от закона. Последовали же за Ним очень простые люди – рыбаки и ремесленники, покаявшиеся грешники (Мф.11:25-26). Среди них Иисус начинает готовить тех, кто примет ответственность за Царство Божие и будет нести свет веры народам.

4. Проповедь Иисуса.
С крещения на Иордане начинается служение Иисуса Христа. Иоанн вскоре был арестован и казнен (подробнее об этом см. Мф.14:3-11), а Иисус выходит на проповедь. На протяжении приблизительно трех лет Он обходит еврейские города и поселки, и возвещает, что Царство Божие приблизилось, и народ Божий должен покаяться (Мф.4:12-17). Его проповедь сопровождалась многочисленными чудесами и знамениями, Он исцелял бесноватых, прокаженных, парализованных, немых и глухих, в Евангелии описаны случаи, когда Он в ответ на веру людей воскрешал мертвых (Мф.4:23-24). Иисус избрал из числа Своих учеников группу из двенадцати апостолов, и отправил их проповедовать, наделив силой совершать те же исцеления и знамения (Мф.10:1-8).

Изложение проповеди Иисуса о праведности и покаянии можно найти в Евангелии от Матфея, в Нагорной проповеди (Мф.5-7). Он учил, что Царство Божие принадлежит смиренным (знающим, что все в их жизни – и слава, и власть, и богатство принадлежит Богу), кротким, милостивым и чистым сердцем (Мф.5:3-10). Праведность пред Богом, цель закона – в том, чтобы не причинять ближнему зла даже словом и мыслью, хранить верность своей жене и своему слову, на зло не отвечать злом, и даже в своем враге видеть творение Божие, иметь к нему любовь, какую имеет к нему Бог (Мф.5:21-48). Материальное богатство человек не должен считать своим, поскольку он все равно его утратит, свое для человека – вечное наследие в Царстве Небесном. Поэтому в любых делах на первое место следует ставить праведность и волю Божию и не бояться: все необходимое для жизни приложит ему Бог (Мф.6:19-34). К ближнему следует относиться, как хотел бы, чтобы относились к тебе, в этом учение закона и пророков (Мф.7:12). А наибольшими в законе являются заповеди о любви к Богу и о любви к ближнему (Мф.22:35-40).

Иисус принимал в общение людей грешных и отверженных, входил в их дома и разделял с ними трапезу, чтобы принести им слово спасения (Мф.9:9-12). Он зачастую исцелял в субботу, в которую было запрещено работать. Его милосердие порой выходило за принятые религиозные рамки, что вызывало возмущение книжников и ревнителей закона, фарисеев (Мф.12:9-14). Иисус, как это ни странно, встретил противодействие со стороны именно учителей закона, которых возмущала Его свобода, и которые завидовали Его известности. Последовали же за Иисусом очень простые люди – рыбаки и ремесленники, покаявшиеся грешники (Мф.11:25-26). Книжники стали убеждать народ, что Иисус – грешный человек и учит отступлению от закона, и их позиция сыграла большую роль. Они повлияли на общественное мнение, и большая часть народа оказалась невосприимчивой к проповеди Христа. Иисус в адрес фарисеев и книжников произносит горькие слова, что лицемерие и стремление к первенству ослепило их, и они затворили перед народом Царство Небесное. Поэтому их поколение ожидают великие бедствия (Мф.23:13-39). В народ войдут бесы и растерзают его (Мф.12:43-45), и книжники ничего не сумеют с этим поделать – в итоге иерусалимский Храм, главная иудейская святыня, будет разрушен (Мф.24:1-2). Пророчество Иисуса Христа исполнилось. Спустя примерно три десятилетия власть в Иерусалиме захватили радикально настроенные бунтовщики, они начали гражданскую войну и восстание против Рима, что привело к великим бедствиями и жертвам. В результате этой войны Храм иерусалимский был разрушен в 70 г. н.э., и от него ныне осталась лишь Стена Плача.

Таким образом, проповедь Христа была воспринята лишь небольшой группой учеников и последователей. Среди них Иисус начинает готовить тех, кто воспримет ответственность за Царство Божие, кто должен будет учить и нести свет веры народам. Апостолам Иисус постепенно открывает Свою истинную природу, и в них рождается понимание, что Иисус есть не просто учитель, пророк или Мессия – Он есть Сын Божий, Которого Отец небесный наделил высшей властью над природными стихиями и болезнями, над ангелами и бесами, над законом и Храмом, наконец, над самой жизнью и смертью (Мф.11:27; Ин.5:21-22, 26-29). Через Него открывает Себя Бог, и слово Иисуса есть слово Божие – в них рождается вера в Иисуса (Мф.16:16).


5
Изгнание торгующих из Храма и распятие Иисуса
Изгнание торгующих из Храма
Спустя три года в Иерусалиме на празднике Пасхи Иисус пришел в Храм и во внешнем дворе, где паломникам продавали жертвенных животных, опрокинул столы торгующих и выгнал животных (Мк.11:15-16). Тем самым Он показал, что народ находится в грехе, и его жертвы неугодны Богу,
– это был последний призыв к покаянию.

Арест и суд над Иисусом
Управлявшие Храмом первосвященники, религиозные лидеры народа, восприняли этот шаг как вызов своей власти. Они составили заговор, и, воспользовавшись предательством одного из апостолов, Иуды, арестовали Иисуса ночью, собрали суд и обвинили Его в богохульстве (Мк.14:64). Рано утром (это была пятница) они выдали Иисуса Пилату, римскому губернатору, объявив Его бунтовщиком против Рима.

Распятие Иисуса Христа
Пилат под давлением первосвященников приговорил Иисуса к смертной казни,
и в тот же день Его казнили, распяв на кресте. Опасаясь преследования,
апостолы скрывались, и возле креста во время казни рядом с Иисусом было
только несколько женщин, Его учениц (Мф.27:55-56).



5. Изгнание торгующих из Храма и распятие Иисуса.

По прошествии трех лет Иисус пришел на праздник Пасхи в Иерусалим. В иерусалимском Храме, во внешнем дворе, где обычно паломникам продавали жертвенных животных, Он опрокинул столы торгующих и выгнал животных, и никому не дозволял проходить в Храм (Мк.11:15-16). Он остановил, по сути, жертвоприношение, сказав при этом, что Храм, в который должны прийти на поклонение все народы, превратился в вертеп разбойников (Мк.11:17). Это было пророческое действие, знак, который означал, что Божий народ, призванный принести свет веры язычникам, уклонился от своего призвания. Он грешит, но приносит положенные законом жертвы и чувствует себя в безопасности – сделав Храм убежищем от Божьего суда, «пещерой разбойников», где они скрываются от правосудия. Поэтому жертвы эти Богу неугодны. Изгнание торгующих из Храма – это последний призыв к покаянию, обращенный к народу и религиозной элите, предзнаменование разрушения Храма.

Первосвященники, управлявшие Храмом, религиозные лидеры народа, восприняли этот шаг как вызов своей власти, увидели в лице Иисуса опасность для себя. Они составили заговор, и, воспользовавшись предательством одного из апостолов, Иуды, арестовали Иисуса ночью, чтобы этого не видел народ, собрали суд и обвинили в богохульстве (Мк.14:64). Рано утром (это была пятница) они выдали Иисуса Пилату, римскому губернатору, объявив Его бунтовщиком против Рима. Под давлением первосвященников Пилат приговорил Иисуса к смертной казни. В тот же день Его казнили, распяв на кресте. Обычно такой страшной, долгой и мучительной казнью римляне казнили осужденных за политические преступления. На табличке с указанием вины, которая прибивалась ко кресту, стояли слова: «Иисус Назарянин, царь Иудейский» (Ин.19:19). Опасаясь преследования, апостолы скрывались, и возле креста во время казни рядом с Иисусом были только Его мать, и несколько женщин, Его учениц (Мф.27:55-56).

6
Крестная жертва
Тайная вечеря
Согласно Евангелию, Иисус знал о том, что произойдет в Иерусалиме, и шел на смерть осознанно и добровольно. Перед Своим арестом, на Тайной вечере Он открывает смысл Своей смерти. «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф.26:26-29).
Крестная жертва
Тело Иисуса будет ломимо и кровь прольётся через несколько часов на кресте. Час Его смерти пришел, но эта смерть не случайна – она имеет жертвенный смысл. Кровь Его проливается «во оставление грехов» мира и всякого человека, и через
Его жертву в мир приходит спасение и Царство.


6. Крестная жертва.
Для апостолов Иисуса такой поворот событий был неожиданностью, ведь они надеялись, что Иисус является Мессией, царем, который, придя в Иерусалим, возьмет в свои руки власть (Мф.20:20-21). Они были подавлены печалью и страхом. По всем законам истории созданное Иисусом движение должно было исчезнуть, не оставив после себя даже памяти.

Однако Евангелие повествует, что Иисус заранее знает о Своей предстоящей смерти от рук первосвященников, и предупреждает об этом апостолов, но они не понимают Его слов, и не воспринимают их серьезно (Мф.16:21; 17:22-23; 20:17-19). Иисус не является жертвой обстоятельств, поскольку знает, что идет на смерть, и делает это сознательно и добровольно. Он имеет возможность изменить ход событий, знает, кто Его предаст, и где Его возьмут под стражу, но не сворачивает с этого пути, поскольку видит в нём исполнение предвечного замысла Отца небесного.

За несколько часов до ареста, на Тайной вечере (пасхальной трапезе, которую Иисус тайно совершил с учениками в Иерусалиме), Он им открыл смысл Своей смерти. В Евангелии об этом говорится: «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Мф.26:26-29). Тело Иисуса будет ломимо и кровь прольётся на кресте – через несколько часов после Тайной вечери. Иисус показывает ученикам, что час Его смерти пришел, но эта смерть не случайна – она имеет жертвенный смысл. Подобно жертвенному животному в Храме, кровь Иисуса проливается «во оставление грехов» мира и всякого человека. В Его смерти исполняется древний завет Бога и людей, и через Его жертву в мир приходит Царство и спасение.

И перед смертью на кресте Иисус произносит: «Совершилось», – то есть исполнилась воля Божия о спасении мира (Ин.19:30).



7
Воскресение Христово
На третий день после казни Иисус явился ученикам воскресшим. Ученики видели Его в теле, но это уже не временная земная жизнь, которая закончится смертью,
но вечная жизнь, новое творение.

Воцарение Иисуса Христа
Иисус сказал апостолам, что воцарился, обрел полноту власти над небом и землей,
и теперь они должны пойти и возвестить об этом всем народам, и призвать их в Его Царство, научив праведности (Мф.28:18-20). Невидимо Он будет с ними, среди Своих учеников, но явным образом Он придет во второй раз, уже во славе Божией,
в сопровождении ангельских сил, чтобы совершить воскресение
и Последний Суд (Мф.24:29-31).


Поручение апостолам
На сороковой день Иисус вознесся на небо, и зримые Его явления закончились (Деян.1:9-11). А спустя 10 дней, на праздник Пятидесятницы на апостолов сходит Дух Святой, божественное присутствие входит в их жизнь (Деян.2:1-21). Христос присутствует теперь среди учеников в Духе Святом. Апостолы возвестили миру весть о воскресении Христовом, и их учение и слово звучит в мире до сего дня.

7. Воскресение Христово.
О том, что происходило далее, Евангелие повествует следующее: На третий день после распятия к гробнице, куда положили тело Иисуса, пришли женщины, чтобы завершить погребальный обряд, и обнаружили её пустой. Они увидели Ангела, который сказал им, что Иисус воскрес (Мф.28:1-7), и объявили об этом апостолам. Затем, когда ученики уже знали, что гробница пуста, и тела в ней нет, Иисус, вернувшийся к жизни, является им. Он демонстрирует раны от гвоздей на руках и ногах, ест печеную рыбу и мед, показывая, что Он не призрак, Он есть тот Иисус, кого они знали (Лк.24:36-43). Но вместе с тем Он уже стал иным: является ученикам в доме, где заперты окна и двери, внезапно появляется и внезапно исчезает (Лк.24:31; Ин.20:19) – показывая, что Он вышел за рамки законов нашего мира. Иисус вернулся к жизни, ученики видели Его в теле, но это уже не временная земная жизнь, которая закончится смертью, но вечная жизнь, новое творение.

Иисус так являлся ученикам, – всем, кто имел веру в Него во дни Его земной жизни, на протяжении 40 дней, говоря им о Царстве Божием, и сути произошедшего (Деян.1:3). Он сказал апостолам, что воцарился, обрел полноту власти над небом и землей, и теперь настало время, они должны пойти и возвестить об этом всем народам, и призвать их в Его Царство, научив их праведности (Мф.28:18-20). Невидимо Он будет с ними, среди Своих учеников, но явным образом Он придет второй раз, уже во славе Божией, в сопровождении ангельских сил, чтобы совершить воскресение и Последний Суд (Мф.24:29-31).

На сороковой день на Масличной горе в Иерусалиме Иисус возносится на небо, показывая тем самым, что зримые Его явления закончены (Деян.1:9-11). А спустя 10 дней, на праздник Пятидесятницы (еврейский праздник первых плодов, который приходится на пятидесятый день после еврейской Пасхи) на них сходит Дух Святой, божественное присутствие входит в их жизнь (Деян.2:1-21). Христос теперь присутствует среди учеников в Духе Святом. Апостолы исполнили, что повелел им Иисус, возвестили миру спасительную весть о воскресении Христовом, и их учение и слово звучит в мире до сего дня.

8
Христос и новое творение
Христос и новое творение
Вся суть Евангелия том, что благодаря крестной жертве Христа за грех мира с каждым человеком в Последний День произойдет то же, что произошло с Ним во гробе в момент воскресения (1 Ин.3:2). Он победил смерть и победу дает каждому из нас – воскреснут все, и это уже приобретено, это неизбежно. Воскресение Христово – начало; Он есть, как говорит апостол Павел, «первенец среди умерших» (Кол.1:18).
Пасха
Поэтому главный православный праздник – это Пасха, воскресение Христово, во время которого Церковь множество раз воспевает гимн в честь воскресшего Иисуса: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ
и сущим во гробех живот даровав».
Христос есть Путь и Истина и Жизнь
Пророки учили, что Бог Словом воздвигнет из мертвых каждого человека для жизни вечной, и Слово Его будет судить мир. Благая весть христианства в том, что это Слово явилось в мире в лице Иисуса Христа, став Человеком, одним из нас. Искупив Своей кровью грех, Он воцарился над миром, и явится во славе в Последний День, чтобы воскресить умерших и судить народы. Он есть «путь и истина и жизнь» (Ин.14:6); через Него люди познали Отца небесного и наследуют вечную жизнь.
Крест Христов
Главным символом христианства является крест, на котором был распят Христос. Из любви к людям Иисус восходит на крест, чтобы понести грехи мира. Христиане чтут крест, ибо для них это символ победы над смертью, знак Божьей любви к людям, которой они призваны подражать в своей жизни.

8. Христос и новое творение.
В чем же состоит значение этих событий, смысл пришествия в мир Господа Иисуса Христа, Его смерти и воскресения? Вся суть Евангелия, благой вести в том, что благодаря крестной жертве Христа за грех мира с каждым человеком в Последний День произойдет то же самое, что произошло с Ним во гробе в момент воскресения (1 Ин.3:2). Поэтому главный православный праздник – это Пасха, воскресение Христово, во время которого Церковь множество раз воспевает краткий гимн в честь воскресшего Иисуса: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Пасха – не просто воспоминание воскресения Иисуса. Мы празднуем, что Он победил смерть и эту победу дает каждому из нас - воскреснут все, и это уже приобретено, это неизбежно. Воскресение Христово – это только начало процесса; Он есть, как говорит апостол Павел, «первенец среди умерших» (Кол.1:18).

Мы не знаем, что именно произошло с Иисусом и Его телом в момент воскресения. Это есть нечто, выходящее за рамки любой физики и любой науки; великая тайна будущего века, нового творения. Тело Иисуса изменилось, изменились элементы, из которых оно состоит – оно уже за границами нашего мира и его законов, и мы верим, что эта перемена Духом Святым постигнет все творение, весь мир в День Господень (2 Петр.3:7-13).

Вспомним, о чем мы говорили ранее – что основой христианства является вера в единого Бога, сотворившего мир Словом, в соответствии со Своим замыслом. Согласно древним пророкам, Его замысел о творении в конце времен осуществится, Он обновит мир, небо и землю. Своим Словом Он воздвигнет из мертвых каждого человека для жизни вечной, и Слово Его будет судить мир. Благая весть христианства в том, что это Слово явилось в мире в лице Иисуса Христа, став Человеком, одним из нас, чтобы обновить творение и приобщить нас жизни вечной. Искупив Своей кровью грех, и победив смерть, Он воцарился над миром, и явится во славе в Последний День, чтобы воскресить умерших и судить народы. В Нем, воплощенном божественном Слове, осуществляется цель творения, навечно соединяется тварное и нетварное, Бог и человек, и в этом залог нашего спасения. Он есть «путь и истина и жизнь» (Ин.14:6); через Него открылся Бог, люди познали Отца небесного и наследуют вечную жизнь.

Главным же символом христианства является крест, на котором был распят Христос. Крест ставят на куполах церквей, верующие носят нательный крест, во время молитвы христиане полагают крестное знамение. Это может показаться странным: ведь крест – это орудие мучительной казни, знак позора и поражения. Но для христиан распятие Иисуса – не поражение. Иисус Сам восходит на крест, чтобы понести грехи мира, во исполнение воли Отца. В Его распятии нет позора, но кроется великая слава: ведь Он это совершает из любви к людям. «Нет больше той любви, как если кто душу свою положит за друзей своих», - говорил Сам Иисус (Ин.15:13). Для христианства крест – это символ великой Божьей любви, которая выразилась в жертве Христа. В Евангелии от Иоанна сказано: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16). Апостол Павел говорит: «Бог нам Свою любовь доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим.5:8). Христиане чтут крест, ибо для них это знак Божьей любви к людям, которой они призваны подражать в своей жизни.

Крест для христианства – это символ победы над смертью. На кресте Господь побеждает дьявола, грех и саму смерть, через крест миру дается вечная жизнь. И поэтому он считается животворящим, его боятся демоны, и крест ставят на могилах усопших – в знак грядущего воскресения. Царственная слава Христа открывается через крест. Через распятие Он воцаряется и утверждает новый мир.

Чем человек может ответить на этот дар Божьей любви? Ведь Бог спасает его не за праведность или заслуги, являет Ему милость и прощение вопреки его грехам. Только одним – благодарением и любовью. Христианство учит, что Бог тебя простил – так и ты должен прощать. Бог тебя помиловал – так и ты должен миловать, не скупясь на любовь. Христос победил мир, освободив человека от страха смерти, и теперь он может свободно дарить любовь ближним, имея для этого основание в Боге.

9
Церковь
Церковь
Цель пришествия в мир Иисуса Христа – создать новое человечество, единое в Боге, и во всей полноте это осуществится в будущем веке. В христианстве оно называется "Церковь" (Мф.16:18) – с греческого «общество граждан». Церковь Христова состоит из граждан Царства Божия, которым Бог даровал вечную жизнь, и в ней
исчезают национальные и социальные границы.


Церковь Христова это люди
Люди, которые входят в Церковь – обычные и простые, порой со своими недостатками, но им даровано Царство, и они призваны совместно, помогая друг другу, следовать путем веры, чтобы этот дар не утратить, и свидетельствовать ближним о Христе. В Церкви невидимо присутствует Сам Христос в Духе Святом, как Он Сам обещал ученикам: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28:20).
9. Церковь.
В чем состоит цель пришествия в мир Иисуса Христа? Конечно, Он пришел не для того, чтобы создать "процветающее общество". Цель Христа, о которой говорили еще древние пророки, – создать новое человечество, единое в Боге, и во всей полноте эта цель осуществится в будущем веке. Это новое человечество называется в христианстве словом "Церковь" (Мф.16:18). Понятие «Церковь» (греч. «экклесия») означает собрание граждан, гражданское общество. В каждом городе и в каждом государстве есть своя «экклесия», свои граждане, наделенные правами и обязанностями, например, граждане древнего Рима, или граждане Российской Федерации. Церковь же Христова состоит из граждан Царства Божия, которым Бог даровал вечную жизнь, и в ней исчезают национальные и социальные границы. Апостол Павел так говорит об этом: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал.4:27-28).

В этом веке Церковь, сообщество верующих во Христа, есть лишь часть этого мира, порой немногочисленная и не имеющая большого влияния на дела мира. Но при этом Церковь, созданная апостолами Иисуса, не принадлежит этому миру, она имеет высшую природу. В этом веке она есть начаток будущего человечества, которое во всей полноте раскроется в веке будущем. Люди, которые входят в Церковь – совершенно обычные и простые, порой со своими недостатками – но Бог даровал им вечную жизнь, им принадлежит Царство, и они призваны совместно, помогая друг другу, следовать путем веры, чтобы этот дар не утратить, и свидетельствовать ближним о Христе. Церковь отличается от всех людских сообществ тем, что в ней невидимо присутствует Сам Христос в Духе Святом, как Он Сам обещал ученикам: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28:20). Никаким гонениям поэтому не победить Церковь, и «врата ада не одолеют её» (Мф.16:18).


10
Таинства Церкви
Крещение
Чтобы приобщиться спасительному делу Христову и войти в Его Церковь, необходимо, во-первых, покаяться, разорвать порочный круг греховной жизни, оставить идолослужение, колдовство и пагубные страсти, и, во-вторых,
принять святое крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа,
как заповедовал Сам Иисус (Мф.28:19).

Крещение означает, что человек, уверовавший во Христа, уже есть новое творение, ему оставляются его грехи жертвой Христовой, и дается новое рождение, жизнь вечная, он становится членом Церкви, гражданином Царства Божьего, грядущего мира.

Миропомазание
После крещения священник наносит на глаза, уши, руки, ноги, грудь миро, особый состав на основе масла, со словами "печать дара Духа Святого". Помазание миром является знаком, "печатью", что верующий принимает от Бога великий дар – Самого Духа Святого, становится храмом Господа, и он призывается послужить Богу.


Евхаристия
Центральное таинство Церкви Христовой – Евхаристия, суть которой – участие в Тайной вечере Христа. Вкушая на Евхаристии хлеб и вино как истинное Тело и Кровь Христову, мы принимаем Самого Христа, соединяемся с Господом. Уже сейчас, в этой временной жизни это таинство выражает наше участие в Царстве Божием,
в жизни вечной, нашу победу над смертью.
Священство
Священник – посвященный на служение Богу человек, который является образом Христа во время Евхаристии, произносит Его слова, и является пастырем, проповедует веру, совершает таинства и богослужение.
Есть и другие таинства Церкви – исповедь, венчание, соборование, которые призваны направить и укрепить человека на его пути следования за Христом.
Главная цель этого пути – научиться любви, подражая Спасителю.
Святые Отцы и Учители Церкви
Путем Христовым следовало множество людей, святых, которые воплотили в своей жизни заповеди Господни, и стали светом для мира и солью земли. Такие люди как св. Николай Чудотворец или св. Серафим Саровский принесли Богу великие плоды святости, и являются для нас учителями и примером.
10. Таинства Церкви.
Чтобы приобщиться спасительному делу Христову и войти в Его Церковь, необходимо, во-первых, покаяться, разорвать порочный круг греховной жизни, оставить идолослужение, колдовство и пагубные страсти, и, во-вторых, принять святое крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа, как заповедовал Сам Иисус (Мф.28:19).

При крещении священник троекратно погружает человека в воду со словами "во имя Отца и Сына и Святого Духа". Погружение в воду символизирует смерть, а выход из нее воскресение, во образ смерти и воскресения Христова. Крещение означает, что человек, уверовавший во Христа, уже есть новое творение, ему оставляются его грехи жертвой Христовой, и дается новое рождение, жизнь вечная, он становится членом Церкви, гражданином Царства Божьего, грядущего мира. Сразу после крещения совершается миропомазание, священник наносит на глаза, уши, руки, ноги, грудь, органы восприятия и действия, миро, особый благовонный состав на основе масла, со словами "печать дара Духа Святого". Это помазание миром является знаком, "печатью", что верующий, по совершении крещения, принимает от Бога великий дар – Самого Духа Святого, становится храмом Господа, в его жизнь входит Божественное присутствие, и он призывается послужить Господу. С ним происходит то же самое, что с апостолами в день Пятидесятницы, когда на них сходит Дух Святой.

Наконец, центральное таинство Церкви Христовой – это Евхаристия, или Причастие. Слово «Евхаристия» означает по-русски «благодарение». Сутью Евхаристии является участие в Тайной вечере Христа, на которой Он преломил хлеб и раздал вино, отождествив их со Своим телом и кровью, в знак Его искупительной жертвы. По заповеди Иисуса Церковь совершает эту трапезу, вспоминая спасительный замысел Творца, крестную жертву Господа и Его воскресение, и воздает Ему благодарение. Церковь верует, что, вкушая на Евхаристии хлеб и вино как истинное Тело и Кровь Христову, мы принимаем Самого Христа, соединяемся с Господом. Уже сейчас, в этой временной жизни это таинство выражает наше участие в Царстве Божием, в жизни вечной, нашу победу над смертью.

Поскольку Евхаристия – это участие в Тайной вечере, то должен быть человек, который на этой трапезе будет занимать место Иисуса, преломлять хлеб и произносить Его слова, остальные же христиане занимают место учеников. Отсюда берет начало служение православного священства. Священник – это посвященный на служение Богу человек, который является образом Христа во время Евхаристии, занимает Его место, и является пастырем, проповедует веру, совершает таинства и богослужение, и управляет жизнью христианской общины.

Есть и другие таинства Церкви – исповедь, венчание, соборование, которые призваны направить и укрепить человека на его пути следования за Христом. Этот путь начинается с обретения веры и принятия крещения, он состоит в следовании заповедям Господа и борьбе со своим эгоизмом, духовной борьбе за чистоту собственного сердца. Главная его цель – научиться любви, подражая Спасителю. Этот путь очень непрост, но прекрасен, поскольку в нём открывается Бог, и человек обретает смысл и полноту жизни.

Путем Христовым следовало множество людей, святых, которые воплотили в своей жизни заповеди Господни, и стали светом для мира и солью земли. Такие люди как св. Николай Чудотворец или св. Серафим Саровский принесли Богу великие плоды святости, и являются для нас учителями и примером.

11
Заключение
Призвание учеников Христовых
Становясь членами Церкви, познавая любовь Божию, явленную во Христе, мы призваны делиться этой радостью и светом с окружающими людьми, чтобы, видя добрые дела наши, они также пришли к познанию Бога. Таков путь христианской веры.
11. Заключение
Насильно невозможно стать христианином, человек может им быть только в результате свободного выбора. И приняв крещение, он может забыть про этот великий Божий дар, живя и поступая как ему угодно, повинуясь своим страстям. Поэтому, узнав об Иисусе Христе, Его смерти, воскресении, о Царстве Божием мы свободны в выборе, какой дорогой идти. Что это значит – быть христианином? Становясь членами Церкви, познавая любовь Божию, явленную во Христе, мы призваны пронести её, не растратив и не расплескав, через свою жизнь, проявить её в милосердии, поступая по заповедям Господа, и делиться этой радостью и светом с окружающими людьми, чтобы, видя добрые дела наши, они также пришли к познанию Бога.