Крещение – Таинство Церкви «Крещение есть Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается от Духа Святого и в жизнь духовную, светлую»
Крещение – договор между человеком и Богом. Совершается во имя Троицы.
Крещение – Таинство Церкви Первое, что необходимо знать о Крещении: это не просто обряд. Крещение – это Таинство. На языке Церкви Таинствами называют такие священнодействия, в которых Бог оказывает прямое воздействие на человека, подавая ему Свою спасительную благодать.
Крещение – одно из семи Таинств Церкви. В число Таинств, наряду с Крещением, входят также Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак, Елеосвящение74. Но именно Крещение – то первое Таинство, с которого начинается жизнь христианина. Именно оно о
ткрывает двери в Церковь, дает допуск ко всем остальным Таинствам, делает человека членом Церкви. Крещение – это духовное рождение. Об этом сказал Сам Иисус Никодиму, пришедшему к нему для беседы: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия». Никодим не понял слов Спасителя и спросил: «Как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?» На это Христос ответил: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин.3:3–6).
Крещение соединяет человека с Богом, дает ему силы противостоять диаволу, вести христианский образ жизни. Крещение не избавляет от болезней, но помогает преодолевать те духовные болезни, которые на христианском языке называются грехами и которые отрицательно влияют на весь духовно-телесный состав человека. Многие болезни являются прямым или косвенным следствием греховного образа жизни. Помогая человеку освобождаться от грехов, Церковь способствует его исцелению, тем самым укрепляя его и духовно, и телесно.
Церковь верует, что в Таинстве Крещения человеку прощаются все грехи. Что же касается грехов, которые он совершает после Крещения, то от них он может очиститься в Таинстве Покаяния (Исповеди).
Крещение младенцев – древняя практика, существующая в Церкви с апостольских времен. Иной раз можно услышать мнение, что Крещение – это чуть ли не насилие над личностью ребенка: пусть, мол, ребенок вырастет и тогда сам решит, во что ему верить. Это неправильно. Мать начинает кормить ребенка грудью, не дожидаясь, пока он об этом попросит. И в школу ребенка отдают не потому, что он этого хочет, а потому что «так надо». С самого младенчества человек нуждается не только в пище физической, но и в пище духовной. Божественная благодать начинает воздействовать на ребенка до того, как он станет способен это осознавать. И лишать ребенка благодатного присутствия Божия – недопустимо.
Бывает, что взрослый человек не знает, крещен он или нет: ему кажется, что в младенчестве его крестили, но он не уверен. В таком случае надо подойти к священнику и сказать об этом. В подобных случаях совершается Крещение, но к крещальной формуле, как правило, добавляются слова: «аще не крещен есть» («если не крещен»).
Если человек был крещен в младенчестве, но потом долгие годы жил без веры и теперь возвращается в Церковь, повторного Крещения не происходит. В Символе веры говорится: «Исповедую едино Крещение». Э
тим подчеркивается единственность и неповторимость Таинства Крещения. Даже если человек отошел от Церкви, благодать этого Таинства не уходит, и когда он возвращается в Церковь, она возобновляет свое действие.
Крещение – та божественная печать, которую невозможно смыть ничем. При этом очень важно помнить, что Крещение фактически утрачивает свое действие в тех людях, которые не ходят в церковь, не исповедуются и не причащаются, ведут нехристианский образ жизни, не стремятся, насколько это возможно, жить по Евангелию.
В древней Церкви Таинство Крещения совершалось, как правило, по большим праздникам, прежде всего на Пасху, и предпасхальный период был временем подготовки к нему. От этой древней практики в великопостном богослужении остались специальные молитвы о готовящихся ко Святому Просвещению, а на Литургии Великой Субботы – обычай священников переоблачаться из темных одежд в светлые.
В наше время Крещение может совершаться в любой день по договоренности с местным священником. Чтобы креститься или крестить ребенка, нужно прийти в храм и сказать об этом либо самому священнику, либо тем, кто работает в свечной лавке и принимает заявки на совершение церковных Таинств. Они же смогут объяснить, что необходимо иметь при себе; заранее надо приобрести нательный крестик и белую крещальную рубашку.
Крещаемый (а в случае крещения младенца – один из родителей или восприемник) должен знать Символ веры, чтобы уметь прочесть его вслух, понимая смысл произносимого.
Восприемники
Восприемником (крёстным отцом или матерью) может быть только воцерковленный человек – православный христианин, регулярно исповедующийся и причащающийся Святых Христовых Тайн75, стремящийся жить по Евангелию и по церковному учению. Человек, исповедующий иную религию или принадлежащий к иной христианской конфессии, а тем более неверующий, не может быть восприемником. Не следует избирать в качестве восприемника «не практикующего» православного христианина, то есть такого, который лишь формально принадлежит к Православной Церкви.
Крещение – начало большого пути
Нельзя креститься только потому, что все вокруг крещеные, или потому, что родители заставляют, друзья советуют. Нельзя крестить ребенка только для того, чтобы он не болел, хорошо учился и слушался родителей. Крещение знаменует собой вступление человека – будь то взрослый или младенец – в Церковь.
Приняв Крещение, человек становится членом Церкви со всеми вытекающими правами и обязанностями. Крещение – особое событие в жизни человека, не менее значимое, чем рождение на свет Божий. День Крещения – радостный и памятный. Об этом дне можно сказать словами псалма: «Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный!» (Пс.117:24).
Но не следует думать, что, приняв Крещение или покрестив ребенка, можно на этом поставить точку. Наоборот, с этого момента путь христианской жизни только начинается. И этот путь – длиною в целую жизнь. Более того, он не закончится смертью, но продолжится в вечности.
Совсем не обязательно иметь двух крёстных – достаточно иметь одного (в таком случае он должен быть того же пола, что и крещаемый).
Миропомазание «Миропомазание есть Таинство, в котором верующему, при помазании освященным миром частей тела, во имя Святого Духа, подаются дары Святого Духа, возращающие и укрепляющие в жизни духовной»
В Православной Церкви Таинство Крещения соединяется с еще одним Таинством – Миропомазания. Оно совершается сразу же после того, как крещаемый вышел из воды и облекся в белую ризу – символ чистоты и обновления (по традиции, в этот же момент на новокрещеного надевают нательный крестик).
Миропомазание – Таинство, в котором человек получает «печать дара Духа Святаго». При произнесении этой формулы священник помазывает лоб, глаза, уши, ноздри, рот, грудь, руки и ноги крестившегося освященным миром – специальным составом из благовонных масел. Миро изготавливается под непосредственным наблюдением Патриарха (главы Поместной Церкви), раздается им по епархиям, а каждый приход получает его от епископа. Таким образом, через освященное Патриархом миро, помимо получения дара Духа Святого, символически осуществляется также и связь между Патриархом, епископом, священниками и каждым верующим.
Помазание – древний обычай: в Ветхом Завете пророки помазывали царей на царство; через помазание священники поставлялись на служение. В Новом Завете было упразднено потомственное левитское священство81, и все христиане стали восприниматься как «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел» (1Пет.2:9). Соответственно, и древний обычай помазания был переосмыслен, и помазание стало доступно всем, кто последовал Христу, «возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему» (Откр.1:5–6).
Иисус Христос в Своем лице совмещает служения царя и священника, и Своим последователям Он также дает власть быть царями и священниками в том смысле, что христианин призван господствовать над греховными страстями, а свою жизнь воспринимать как служение Богу, с благодарностью возвращая Ему те дары, которые от Него получил.
Евхаристия Евхаристия есть таинство, в котором
а) хлеб и вино Духом Святым прелагаются в истинное Тело и в истинную Кровь Господа Иисуса Христа;
б) верующие приобщаются их для теснейшего соединения со Христом и в жизнь вечную
Главным богослужением суточного круга является Божественная Литургия, за которой происходит главное Таинство Церкви: Евхаристия.
Греческое слово «литургия» буквально означает «общее дело»: этим словом с древних времен обозначалось богослужение, за которым совершалось преломление хлеба в воспоминание Тайной вечери.
Слово «Евхаристия» означает «благодарение»: оно указывает на благодарственный по преимуществу характер молитв, возносимых священником и народом за этим богослужением.
Евхаристия – Таинство Церкви Евхаристия является главным Таинством Церкви. Ее называют «Таинством Таинств», поскольку она представляет собой сердцевину церковной жизни, фундамент, на котором построено здание Церкви.
Без участия в Евхаристии невозможно спасение человека, его вхождение в вечную жизнь.
Об этом говорил Сам Господь Иисус Христос: «
Я есмь хлеб жизни... Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира... Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин.6:48–56).
Евхаристия – это возобновление и продолжение Тайной вечери, последнего ужина Иисуса с учениками, на котором Он преподал им Свои Тело и Кровь под видом хлеба и вина.
После Воскресения Спасителя Его ученики в каждый первый день недели собирались для того, чтобы в Его воспоминание совершить преломление хлеба. Евхаристическая трапеза начиналась с вечера и могла продолжаться до утра (Деян.20:7–11). Трапеза носила торжественный, ритуально-литургический характер, и основным ее тоном было благодарение. За трапезой читались книги Ветхого Завета, произносились продолжительные поучения (Деян.20:9,11), исполнялись «псалмы, славословия и духовные песни» (Кол.3:16). Сама Евхаристия – преломление хлеба в воспоминание Иисуса Христа – совершалась в конце трапезы.
Со временем Евхаристия из трапезы превратилась в богослужение, совершаемое в соответствии с четко прописанным литургическим чином. Но характер трапезы сохранило само Таинство Евхаристии, или Святого Причащения.
Церковь верит, что всякий раз, когда совершается Евхаристия, во главе ее стоит Сам Христос. Именно Он – подлинный совершитель Евхаристии, действующий через священника или епископа, стоящего во главе евхаристического собрания. В Евхаристии участвует вся церковная община. Евхаристия – это не священнодействие, которое священник совершает для прихожан: это бескровная жертва, которую вся община во главе со священником приносит Богу.
Хлеб и вино на Евхаристии Что происходит с хлебом и вином на Евхаристии? По молитве священника и всей церковной общины на них сходит Святой Дух и они становятся Телом и Кровью Христа.
Вера в то, что евхаристические хлеб и вино после преложения125 становятся реальными, а не символическими, Телом и Кровью Христа, была изначальной верой Церкви. В Православной Церкви эта вера свято хранится.
После преложения хлеб и вино сохраняют свой внешний вид и физические свойства, но по своей сущности они становятся Телом и Кровью Спасителя. Их называют «Святыми Тайнами», или «Святыми Дарами», подчеркивая, что это главная святыня Церкви, драгоценный и таинственный дар Божий людям.
Соединение с Богом через Причастие На Тайной вечере Иисус сказал Своим ученикам: «Я есмь лоза, а вы ветви» (Ин.15:5).
Через веру в Иисуса Христа как Бога и Спасителя, через приобщение Его Плоти и Крови, через участие в жизни созданной Им Церкви, через исполнение Его заповедей для человека открывается возможность соединиться со Христом особым, сверхъестественным образом: как ветвь к лозе, он может привиться ко Христу и напитаться от Него теми животворными соками, которые даже отсохшей и умершей ветви способны возвратить жизнь.
Причащаясь Святых Христовых Таин, верующий принимает в себя Самого Бога. Вхождение Тела и Крови Сына Божия в тело и кровь человека знаменует собой всецелое и полное соединение человека с Богом – такое, какого невозможно достичь никаким другим способом. Через молитву мы можем общаться с Богом, открывать Ему свое сердце, слышать Его ответ. Через добрые дела мы можем угодить Богу, снискать Его благоволение. Но только через Причащение Святых Христовых Таин мы соединяемся с Богом духовно и физически, принимаем Его внутрь себя, так что наше тело соединяется с Его Телом и в наших жилах начинает течь Его Кровь.
По учению Святых Отцов, через Причащение верующие становятся родственниками Бога, соединяются с Ним в одну плоть. Воплотившись, Сын Божий стал нашим братом, а мы становимся Его братьями благодаря Причащению, через Его Плоть приобщаясь к Его Божеству: «
Став однажды родственником нам по плоти и сделав нас сопричастниками Своего Божества, Он сделал всех Своими родственниками... – пишет преподобный Симеон Новый Богослов (X-XI вв.). – Как Ева была взята от плоти и от костей Адама, и были они оба одной плотью (Быт.2:24), так и Христос преподает нам Себя Самого в причастии Своей Плоти...»126.
В другом месте тот же святой пишет: «Ты сродник наш по плоти, а мы – Твои сродники по Божеству Твоему... Соединяясь же, мы все становимся одним домом, то есть все мы – родственники, все мы – братья Твои... Ты пребываешь с нами ныне и во веки, и делаешь каждого жилищем и обитаешь во всех.... каждый из нас в отдельности с Тобою, Спаситель, весь со Всем, и Ты – с каждым в отдельности находишься, Один с одним... И таким образом все члены каждого из нас сделаются членами Христовыми... и мы вместе сделаемся богами, пребывающими с Богом»127.
Новое качество бытия, которое человек на вершинах святости приобретает под действием божественной благодати, Святые Отцы называли обо́жением, то есть таким состоянием, когда человек благодаря соединению с Богом приобретает божественные свойства. Одним из действенных средств к достижению этого состояния является Причащение Святых Христовых Таин.
Через Причащение Бог, пребывающий на небесах, не просто сходит с небес на землю, но вселяется в тело и сердце человека, начинает жить в нем, освящая и просвещая его изнутри, преображая его человеческое естество и наполняя его Своим животворным присутствием.
Святой Иоанн Златоуст (IV в.) так пишет о Крови Христа, которой причащаются верующие: «Эта Кровь придает нам вид цветущий и царский; рождает красоту немыслимую, не дает увядать благородству души, непрестанно напояя ее и питая... Эта Кровь, достойно принимаемая, отстраняет и далеко прогоняет от нас демонов, призывает же к нам ангелов и Владыку ангелов. Демоны бегут оттуда, где видят Кровь Владыки, а ангелы туда стекаются. Пролитая на кресте, эта Кровь омыла всю вселенную... Эта Кровь – спасение душ наших. Ею душа омывается; ею украшается; ею воспламеняется. Она делает наш ум светлее огня. Она делает нашу душу чище золота. Эта Кровь излилась – и сделала небо для нас доступным»128.
Подготовка к Причащению К Таинству Причащения необходимо готовиться. Об этом напоминал еще апостол Павел: «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1Кор.11:27–29).
Чтобы достойно подготовиться к Причащению, существуют определенные сложившиеся веками правила. Прежде всего, в утро перед Причащением нельзя ни есть, ни пить. Кроме того, перед Причащением (в тот же день или накануне) принято исповедоваться, чтобы очистить душу от грехов и получить прощение от Господа. Верующие приглашаются накануне Литургии, на которой будут причащаться, присутствовать на вечернем богослужении, а дома прочитать «Последование ко Святому Причащению» – серию молитв, содержащихся в «Православном молитвослове». Многие христиане перед Причащением постятся в течение одного или нескольких дней.
Перечисленные правила могут быть по благословению священника смягчены или даже полностью отменены в особых случаях, например, в случае тяжелой болезни. Христианской Церкви не свойственно начетническое отношение к религиозной жизни, которое было характерно для фарисеев времен Иисуса Христа: исполнишь такое-то количество правил – угодишь Богу. Самое важное при подготовке к Причащению – помнить о том, что Бог смотрит на сердце человека, на его внутреннее расположение: Он ждет от нас любви к Себе, а не лишь механического исполнения тех или иных правил. «Сын мой! отдай сердце твое мне»,– говорит библейская Премудрость (Притч.23:26), олицетворяющая Собою Бога. Существующая практика подготовки к Причащению – не самоцель: она направлена на то, чтобы помочь человеку обрести должный настрой, очистить душу и сердце для достойного принятия Святых Таин.
Как часто следует причащаться? В древней Церкви верующие причащались за каждой Евхаристией: представление о том, что крещеный христианин может прийти на Литургию, отстоять ее, но при этом не причаститься, вообще отсутствовало. В некоторые эпохи и в некоторых странах складывалась практика редкого Причащения – в том числе, по причине строгих правил подготовки. В настоящее время многие верующие причащаются каждое воскресенье и на все великие праздники. При этом индивидуальные правила подготовки к Таинству каждый верующий может обсудить со своим духовником или приходским священником.
Исповедь «Покаяние есть Таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом»
Покаянием, или Исповедью, называется Таинство, в ходе которого верующий называет свои грехи, а священник от имени Бога объявляет об их прощении.
Многие люди не видят собственных грехов и недостатков. Отсутствие способности критически себя оценивать (при одновременном гипертрофированном внимании к недостаткам других людей) – весьма распространенная духовная болезнь. О ней Господь Иисус говорил: «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф.7:3–5).
Эта болезнь врачуется покаянием. Покаяние – не несправедливое самоосуждение или самобичевание: оно требует трезвого, здорового, но критичного взгляда на самого себя. Такой взгляд трудно приобрести без помощи Божией. Вот почему в одной из молитв, читаемых Великим постом, говорится: «Господи... даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего» («Господи, дай мне видеть мои грехи и не осуждать брата моего»).
Видение своих грехов и недостатков – важнейшая предпосылка для покаяния. Для того чтобы увидеть свои грехи, нужно постоянно сверять свою жизнь с Евангелием – с Нагорной проповедью Спасителя из Евангелия от Матфея, с другими Его наставлениями. В свете этих наставлений, как в зеркале, становится видно все то, в чем человек «не дотягивает» до нравственного идеала.
Исповедь может совершаться в форме молитвенного обращения к Богу или в форме беседы со священником. Важна не форма, а содержание исповеди. Не следует на исповеди рассказывать о совершённых грехах в подробностях, излагая обстоятельства дела и различные сопутствовавшие факторы. Не следует говорить о чужих грехах или жаловаться на других людей. Не следует превращать исповедь в обсуждение «проблем», жизненных трудностей, богословских вопросов. Исповедь – это прежде всего рассказ о своих недостатках, грехах и пороках. Условие освобождения от них и прощения – твердое желание исповедующегося отказаться от них или, по крайней мере, бороться с ними.
Очень часто люди, приходя на исповедь раз за разом, называют одни и те же грехи. Это не означает, что исповедь бесполезна. Освобождение от грехов не происходит автоматически. Грехи являются не чем иным, как духовными болезнями. Как и в случае с болезнями телесными, здесь очень важно правильно поставить диагноз: этот диагноз на исповеди человек ставит себе сам, а помогает ему в этом священник. Далее – не менее важно четко изложить симптомы болезни своей души, чтобы врач мог подобрать правильные духовные лекарства. Что же касается исцеления, то иногда это длительный и сложный процесс, который может продолжаться долгие годы.
Чем ближе человек к Богу, тем больше он ощущает свою греховность и свое несовершенство, тем острее осознает собственные недостатки. Апостол Павел считал себя первым из грешников (1Тим.1:15). Покаяние приводит человека к глубокому осознанию своей греховности, при этом в других людях он начинает видеть все меньше и меньше недостатков, а если и видит, то умеет отделять грех от грешника, болезнь от больного.
Покаяние – это переоценка ценностей, коренное изменение во взглядах на самого себя и на окружающих людей. Подлинное покаяние не приводит ни к унынию, ни к отчаянию. Наоборот, оно способно принести внутреннюю глубокую радость, подобную той, которую испытывает человек, выздоравливающий после долгой тяжелой болезни.
Исповедь завершается тем, что священник прочитывает над кающимся слова разрешительной молитвы, в которой говорится о том, что Господь прощает ему все грехи. Непременным условием действенности этой молитвы является искренность кающегося. Если из-за ложного стыда или по каким-то иным соображениям человек, пришедший на исповедь, утаивает от священника те или иные грехи, он не получает прощения от Бога, и таинства духовного исцеления не происходит.
Брак «Брак есть Таинство, в котором, при свободном пред Священником и Церковью обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковию, и испрашивается им благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей»
В соответствии с древними церковными канонами, к Таинству Брака могут быть допущены только лица православного вероисповедания
134.
Таинство Брака состоит из двух частей: обручения и венчания. Обручение может быть совершено отдельно от венчания или непосредственно перед ним. При обручении будущие супруги дают друг другу клятву в верности, и священник читает молитвы о том, чтобы Бог благословил их брачный союз.
Само венчание по своей структуре напоминает Божественную Литургию: это связано с тем, что в древней Церкви венчание нередко совершалось за Литургией и при совершении Таинства присутствовала вся церковная община (в современной практике венчание совершается, как правило, отдельно от богослужения, и на нем присутствуют только родственники и друзья жениха и невесты). Чин Венчания включает в себя возложение венцов на головы жениха и невесты, а также разнообразные молитвы и прошения, через которые раскрывается смысл брачного союза.
Этот смысл раскрывается и через чтение отрывка из Послания апостола Павла к Ефесянам, содержащего такие слова: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как
Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил
Церковь и предал Себя за нее... Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя... Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» (
Еф.5:22–33).
В этих словах не следует видеть лишь отражение древнего патриархального уклада, в соответствии с которым муж является главой семьи, а женщина занимает подчиненное положение. Акцент делается прежде всего на
супружеской верности: любовь мужа к жене должна быть жертвенной, он должен заботиться о ней и любить ее по образу жертвенной и самоотверженной любви Христа к Церкви, а жена должна стремиться ни в чем не оскорбить мужа.
Читается евангельский рассказ о том, как Иисус Христос на браке в Кане Галилейской превратил воду в вино (
Ин.2:1–11). Чтение этого евангельского отрывка подчеркивает таинственный характер брака. В Таинствах материальные предметы наполняются божественным присутствием, приобретая целительные свойства через преложение (изменение) под действием Духа Святого: хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Христа, состав из благовонных масел становится святым миром, обычная вода изменяется в воду святую. Одновременно в Таинстве происходит преложение того, кто участвует в нем: в Крещении человек прелагается из ветхого в нового, рождаясь заново; в Евхаристии он прелагается в члена Тела Христова, соединяясь со Христом. В браке происходит преложение двух людей в «одну плоть» (
Быт.2:24), одно тело, переход из разрозненности в единство, из разобщенности в союз. Это соединение происходит благодаря силе взаимной любви супругов и действию благодати Божией.
Елеосвящение «Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании тела елеем, призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные»
Таинством Елеосвящения, или Соборованием, называется священнодействие, совершаемое над тяжелобольными людьми.
В Послании апостола Иакова говорится:
«Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак.5:14–15).
В соответствии с этими словами, отражающими практику древней Церкви, Таинство Елеосвящения предполагает участие нескольких священников (по церковному уставу – семи). Они приходят к больному, молятся о его исцелении и помазывают его освященным елеем. При этом читаются отрывки из апостольских посланий и из Евангелий.
Во многих приходах существует практика «общего Соборования», которое совершается в храме несколькими священниками над всеми желающими (не обязательно тяжелобольными).
В Таинстве Соборования священники просят не только об исцелении больного, но и о прощении его грехов. Существует мнение о том, что в Соборовании прощаются забытые грехи и что оно, таким образом, является неким восполнением Исповеди. Это ошибочное мнение. Исповедь и Соборование – два разных Таинства: целью первого является исцеление от духовных болезней (грехов), целью второго – исцеление от физического недуга. В то же время, поскольку одно с другим тесно связано и телесное исцеление не может произойти без исцеления духовного, чин Соборования включает молитвы не только о выздоровлении, но и о прощении грехов.
Распространенный в прошлом взгляд на соборование как некий предсмертный ритуал тоже следует признать ошибочным. Таинство может быть совершено и над человеком, находящимся при смерти, в надежде на то, что Бог совершит чудо и вернет его к жизни. Но оно не является «последним напутствием», каковым для умирающего христианина являются исповедь и причастие.
Священство «Священство есть таинство, в котором Дух Святый правильно избранного чрез рукоположение святительское поставляет совершать Таинства и пасти стадо Христово»
В понятии Таинства Священства объединены три священнодействия, совершаемые только епископами: рукоположения в сан диакона, священника и епископа. Первые два совершаются одним епископом, третье – собором епископов (не менее двух или трех). Все эти священнодействия происходят во время Литургии и совершаются с особой торжественностью при произнесении специальных молитв и формулы, в которой говорится о том, что божественная благодать, всегда врачующая человеческую немощь и восполняющая скудость, поставляет такого-то человека на такое-то служение.
Церковь верует, что
на священное служение человека поставляет Сам Бог, Чья благодать изливается на него через возложение рук епископа (епископов).
Священнослужителем Православной Церкви может стать только мужчина, обладающий соответствующими качествами и богословским образованием, не имеющий канонических препятствий к рукоположению. Диакон и священник могут быть женатыми, однако они могут вступить в брак только до рукоположения. Епископы избираются из числа безбрачного духовенства.
Церковные обряды Целый ряд священнодействий принято относить к категории церковных обрядов. Различие между Таинством и обрядом не относится к сути христианской веры: это различие условное и появилось достаточно поздно. Вся жизнь Церкви носит таинственный характер, и многие священнодействия, не относящиеся к разряду Таинств, обладают характерными чертами Таинств.
Так, например, пострижение в монашество является чином, по своей структуре и содержанию напоминающим чин Крещения. Монахи – это люди, которые отрекаются от мира, дают обет безбрачия, нестяжания и послушания Церкви, призваны к молитве и аскетическому образу жизни. Вступление в монашество осуществляется через чин, в ходе которого человек получает новое имя, с него снимается гражданская одежда и на него надевается монашеское облачение, ему прощаются все прежние грехи, и он становится членом монашеской общины.
Чин освящения воды, совершаемый в праздник Крещения Господня, по содержанию напоминает Евхаристию. Благодаря молитве священника и общины на воду сходит Святой Дух, превращая ее в великую святыню, которую верующие с благоговением пьют для очищения и освящения души и тела, окропляют ею свои дома.
Большое значение имеют обряды, связанные с умиранием и смертью. Церковь с особым вниманием относится к умирающим, окружая их заботой. Очень важно, чтобы к умирающему, пока он еще в сознании, был приглашен священник, который его исповедует и причастит. Часто родственники откладывают вызов священника до последних минут, чтобы не «напугать» умирающего мыслью о смерти. Это неправильное и даже кощунственное отношение, из-за которого умирающие нередко лишаются последнего напутствия.
По учению Церкви, человек не должен бояться смерти, и, если он умирает, но этого не сознает, от него не следует это скрывать. Священник же может помочь умирающему достойно, бесстрашно и спокойно встретить кончину, очистить свою совесть исповедью и принять Тело и Кровь Христа перед переходом в вечность.
Когда человек испустил дух, священник читает над ним специальные молитвы, а затем (как правило, на третий день) происходит отпевание усопшего. Для этого тело вносится в храм, и близкие присутствуют при прощании с ним. Затем тело умершего относится на кладбище и предается земле: в этом также участвует священник.